Пасютина Любовь
Консультация «Важность артикуляционной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
• Артикуляционная гимнастика, это-то технология, без которой не обойдется ни один логопед!
• Артикуляционная гимнастика-это универсальный способ укрепления мышц артикуляционного аппарата. Оно направлено на улучшение подвижности и переключаемости органов артикуляции.
Публикация «Консультация „Важность артикуляционной гимнастики“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
• Артикуляционная гимнастика, идёт необходимым, жёстким блоком и входит в комплекс коррекционной работы с любыми клиентами, любого возраста, и разных речевых нарушений.
• Артикуляционная гимнастика комбинируется с любыми технологиями: с дыхательной гимнастикой, с мелкой моторикой, она отлично идёт как логоритмическое мероприятие. Она находит место в структуре любого логопедического занятия.
Артикуляционная гимнастика, это ещё и прекрасное средство для развития невербальной коммуникации ребенка.
Рекомендуется всегда соблюдать принципы артикуляционной гимнастики.
Принципы:
1. Экологичность.
2. Систематичность и регулярность.
3. От простого к сложному.
4. От периферических мышц к мышцам языка.
5. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
6. Комплексность.
7. Дозировка, темп, ритм.
8. Опора на все анализаторы.
9. Целесообразность отбора упражнений.
10. Мотивация.
1. Экологичность это- чистые руки логопеда и ребёнка, чистое помещение, постоянное проветривание. Необходимые, стерильно-чистые инструменты, удобный стол, удобный стул, безопасное и удобно зеркало. Важно чтобы была регулируемая освещенность, лучше всего чтобы свет падал с левой стороны. Желательно иметь сухие и влажные салфетки и кипяченную тёплую воду.
Разрыв от еды должен быть до 1 часа. Необходимо учитывать состояние мышечного тонуса каждого ребёнка. Артикуляционная гимнастика способствует тому, что ребёнок будет лучше дышать, лучше жевать, лучше глотать.
Продолжительность занятия от 15 минут до 45 минут. это зависит от диагноза, возраста, желания и настроения ребенка.
Перед началом работы с ребёнком, необходимо встретиться с мамой или с папой «глаза в глаза» обязательно нужно услышать запрос от родителей
и объяснить им, зачем нужна артикуляционная гимнастика, и какая дозировка необходима именно для их ребенка.
2. Систематичность и регулярность.
Это очень важный принцип. Артикуляционная гимнастика носит накопительный эффект. Рекомендуется заниматься, два или три раза. Родители должны участвовать обязательно в этом процессе. Физиология ребенка-логопата- такова, что ему нужно заниматься ежедневно, поддерживающими короткими, логопедическими мероприятиями.
3. От простого к сложному.
Это обще-дидактический принцип. Мы идём от общих моторных упражнений к мелко моторным упражнениям, и только потом к артикуляционным упражнениям! От пассивной гимнастики мы идём к активной гимнастике!
Не забываем и учитывать онтогенез
.Упражнения бывают статические и динамические.
Динамические упражнения мы даём малышам и тяжёлым детям, а
статические упражнения мы начинаем давать тогда, когда мы уже подходим к звукам.
Ребёнку необходимо давать разные опоры.
4. Принцип от периферических мышц к мышцам языка.
Рекомендуется ребёнку размяться до артикуляционной гимнастики, подвигаться, может сделать какие-нибудь движения или просто потанцевать. Далее нужно идти по такому принципу, в начале у нас работа с мышцами шеи, затем нижняя челюсть, губы и язык.
5. Индивидуальные и возрастные особенности.
Обязательно надо учитывать возраст ребенка, его диагноз.
и конечно же не забывать про онтогенез. Было бы здорово «идти от ребёнка». У всех детей разная работоспособность, разное слюноотделение. Учитывать надо,есть ли у ребенка рвотный рефлекс.
6. Комплексность
Чем тяжелее ребёнок, тем длиннее и мощнее этот комплекс.
Если ребёнок тяжёлый, то всегда работает команда специалистов.
Главный член этой команды- это родитель. Именно мама- это связующее звено всех специалистов.
7. Дозировка,темп,ритм.
Максимум это 8 раз, ребенок делает каждое упражнение, а минимум сколько сможет, постепенно наращиваем количество до 8.
Чередуем расслабление и напряжение. Даём отдых и делаем паузы.
Используем дополнительно зондозаменители, используем руки логопеда или ребенка при необходимости.
8. Опора на все анализаторы.
Дети все разные. а значит они по-разному и воспринимают этот мир. Существуют: визуал, кинестетик, аудиал. Необходимо учитывать, что дети будут по-разному вести себя на артикуляционной гимнастике
9. Целесообразность отбора упражнений.
Есть упражнения базовые и вспомогательные.
10. Мотивация.
Для ребёнка главный стимул- это игра.
Для родителей- быстрее получить результат.
Для логопеда -быстрее получить результат.
Для успешной логопедической работы, необходима включенность родителей, например, если мама не присутствовала на занятие,то для нее можно снять видео какого-нибудь комплекса и отправлять ей по Ватсаппу!