Галина Молчанова
Консультация для родителей «Важность свободной игры в дошкольном возрасте»
Важность свободной игры в дошкольном возрасте.
Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, труд,- это основные ступени, являющиеся важными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы. Во многом мир и его формы, познаются ребенком через игру. Игра - это путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Именно поэтому игры - важное средство самовоспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Важность свободной игры в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Существуют разные виды игр, и каждая из них по-своему ценна и нужна. Остановимся сейчас на свободной игре. Она представляет собой спонтанный игровой процесс, не регламентированный взрослыми, в который ребенок может войти и действовать в нем по своему усмотрению. В такой игре могут быть правила, но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе. В ней всегда есть элемент непредсказуемости: никто не знает заранее, как повернется сюжет. Она не предполагает какой-то конечной цели, а затевается ради процесса. По сути, это обычная ролевая игра, в которой дети взаимодействуют, договариваются, выбирают себе роли и действуют исходя из них, имея право на свободу самовыражения. Она способствует развитию инициативы и самостоятельности, тренирует навыки социального взаимодействия, улучшает адаптацию и устойчивость, развивает воображение и эмоциональную сферу. Для такой игры обязательно нужны партнеры – либо реальные, либо воображаемые. Именно поэтому дошкольникам в какой-то момент становится нужна компания сверстников, и ее необходимо обеспечить. Но так же важно развивать способность к самостоятельной игре: в норме ребенок может играть сам, не призывая постоянно взрослых. Это не значит, что нужно бросить его на произвол судьбы – нужно постепенно передавать ему инициативу и уходить на второй план.
Задачи родителей при становлении свободной игры :
-предлагать, но не настаивать;
-организовывать, но не руководить;
- помогать, но не делать за ребенка;
- показывать, но не давить, предлагая на основе своего примера придумать что-то свое.
И самая главная задача: создавать условия, в которых ребенок сможет сам раскрыть свой игровой потенциал, который есть у каждого. Удобное безопасное место для игры, материалы для творчества, игровой реквизит, свободное время, партнеры для игр. Этого достаточно. При этом нужно отталкиваться от потребностей самого ребенка, не навязывая активно свою точку зрения. Тогда игра будет всем в радость и, непременно, – на пользу.