Елизавета Ладонкина
Важность визуальной поддержки в развитии и обучении дошкольников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в особых условиях обучения и развития. Одним из таких условий является визуальная поддержка.
Под этим термином предполагаются различные схемы, знаки, таблички, карточки, слова, предметы, таймеры и часы.
Визуальная поддержка опирается на сильные стороны детей с аутизмом - хорошую память и зрительное восприятие, способности к чтению и стремление к последовательности действий.
Публикация «Важность визуальной поддержки в развитии и обучении дошкольников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Визуальная поддержка помогает понять вербальную информацию, узнать длительность деятельности, которая происходит в данный момент, делает более сложную информацию нагляднее, снижает нежелательное поведение ребенка.
Какая визуальная поддержка используется в ГДОУ в группах для детей с РАС:
1) Разграничение пространства. Группы разделены на зоны - для игры, для занятий, для сна, для спокойного отдыха.
2) Визуальное расписание. В каждой группе у ребенка есть свое визуальное расписание. День начинается с того, что дети вместе с воспитателем выстраивают расписание на день.
3) Расписания занятий у специалистов. На занятиях с дефектологом, логопедом, психологом, музыкальным руководителем, воспитателем всегда используется визуальное расписание. Вид визуального расписания может меняться в зависимости от уровня развития ребенка.
Расписание на занятии дефектолога:
Расписание на занятии логопеда:
Визуальное расписание на музыкальном занятии:
4) Некоторые дети используют альтернативную коммуникацию и носят с собой альбомы с карточками PECS или коммуникативные таблицы, что тоже является визуальной поддержкой для вербальной речи.
5) В каждой группе для выполнения ежедневных ритуалов висят различные схемы последовательности действий- например, как мыть руки, как переодеться. Такие подсказки помогают ребенку выполнить действие самому.
6) Помимо схем, в группах висят правила в виде картинок, что можно делать, а что нельзя.
7) В некоторых группах для того, чтобы дети лучше запомнили свой стульчик, шкаф, кровать, используются фотографии детей вместо наклеек на шкафчик.
Данный подход облегчает детям с РАС нахождение в ДОУ и помогает лучше ориентироваться в ситуации, чувствовать себя более комфортно.