Алла Баешко
Викторина ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Космические дали»
для детей старшего дошкольного возраста
«Космические дали»
Цель: Формирование знаний о главных событиях и людях в Космосе, науч-ных фактах и открытиях в космосе.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о Дне космонавтики;
2. Закреплять знания детей о космических телах;
Публикация «Викторина ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста „Космические дали“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День Космонавтики, 12 апреля
- Космос. Викторины и интеллектуальные игры
- Космос. ВСЕ о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
3. Закреплять знания детей об астрономии, истории космонавтики и Совет-ских и Российских космонавтах.
4. Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космо-навтах, космической технике
5. Познакомить с научными фактами и открытиями в космосе
Развивающие:
1. Развивать связную речь, воображение;
2. Развивать интеллектуальные способности детей
3. Развивать внимание;
4. Развивать ловкость, скоростные качества, быстроту реакции;
5. Развивать интерес к космонавтике и профессиям, связанных с ней
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, терпение, уважение к товарищам по команде и соперникам.
2. Воспитывать потребность в познавательной деятельности;
3. Воспитывать уверенность в своих силах.
4. Создавать эмоционально благоприятную атмосферу.
Викторина проводится с использованием интерактивных технологий и интеллектуальных игр из серии «Что? Где? Когда?» (командное обсужде-ние, игра капитанов и индивидуальные задания)
После разминки и первых вопросов проводится физминутка - подвижная игра «Космонавты»
Цель игры: Снятие усталости и напряжения
Задачи: Закреплять и совершенствовать технику бега, развивать внимание, ловкость и быстроту реакции.
Описание игры: Посредине зала раскладываются обручи – это мес-та космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря:
Дети:
-Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый стара-ется занять место в любой из ракет. Мест в ракетах с каждым этапом становиться на 2-3 меньше, чем космонавтов.
После следующих 10 вопросов проводится физминутка – подвижная игра – соревнование «Сортировка космического мусора». Команды строятся в колонны, из общей корзины отбирают кубики или шары. По цепочке переда-ют и складывают в свою корзину. Побеждает та команда, которая быст-рее отберёт свои предметы.
Инструкция по работе с презентацией:
На слайде появляются эмблемы команд «Звезда» и «Комета». Командам по очереди задается вопрос слайда с их эмблемой. Дети обсуждают и отвечают только на вопрос с эмблемой команды, вторая команда включается в обсуждение при затруднении с ответом другой команды.
Ход занятия - викторины
Слайд 2
Воспитатель:
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос – Какой праздник отмечает наша страна 12 Апреля и к какому событию приурочена эта дата?
- Правильно – это День космонавтики и приурочена она к первому полёту человека в космос!
Слайды – 3,5,6
Воспитатель:
- Предлагаю, для начала разминку из 2 вопросов:
1. Как звали собак, которые летали в космос до человека и благополучно вернулись? (даю 2 варианта ответа)
а - белка и зайчик
б - белка и стрелка
2. Как называют человека, летающего в космос? (3 варианта ответа)
а – лётчик
б – космонавт
в – пришелец
- Вы немного потренировались и я уверенна, что с викториной вы справитесь легко, без затруднений, быстро и вам будет интересно!
Слайд 7
Воспитатель:
- Для нашей викторины нам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов.
Дети самостоятельно, пожеланию рассаживаются на стулья в 2 противоположные стороны и выбирают капитана. Капитаны команд выбирают, кто будет командой «Звезда», а кто будет командой «Комета», вытягивая скрытую картинку – эмблему на столе.
- Викторина начинается и команде, правильно ответившей на свой вопрос я буду вручать эмблему команды. Команда, которая соберёт больше своих эмблем и победит в викторине!
Слайды с 8 по 15:
(На слайде, на каждый вопрос предлагается 2- 3 варианта ответа)
- Первый человек, побывавший в космосе? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Первая в мире женщина - космонавт? (Валентина Терешкова)
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
- Как называется место запуска ракеты? (Космодром)
- Назовите самое близкое к Земле космическое тело? (Луна)
- Назовите название самоходного аппарата, совершившего путешествие по поверхности Луны? (Луноход)
- Назовите астрономический прибор для наблюдения за космическими тела-ми? (Телескоп)
- Как назывался космический корабль, на котором совершил первый полёт в космос Юрий Алексеевич Гагарин?
Слайд 16
Физминутка - подвижная игра «Космонавты»
Слайды с 17 по 22
- Какая по счёту планета Земля от Солнца? (третья)
(воспитатель читает стихотворение)
- Земля — песчинка в океане
Среди бесчисленных миров.
И мы не только лишь земляне,
Коль слышим межпланетный зов.
И если крылья для полёта
Сумел расправить и взлететь —
Нет совершенней звездолёта
Магнит земной преодолеть.
- Какая наука изучает космические дали, Вселенную? (Астрономия)
- Как называется окно космического корабля? (Иллюминатор)
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? (Восток)
- В космической ракете
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться в космос смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
- Какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина? (Кедр)
- Какую планету солнечной системы называют Красной планетой? (Марс)
- Что не является планетой? (Сникерс)
Слайд 23
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадки! Команда, ответившая правильно, получает эмблему.
1. В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
2. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
3. Ночью посмотри в оконце –
В небе высоко зажигаемся,
как солнца, очень далеко. (Звезды)
4. Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
5. В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
6. Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на планеты, которые находятся в нашей солнечной системе! Посчитайте все вместе, сколько их? Их и у каждой есть своё название! Повторяйте все за мной!
- По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон
- Запомнить все названия планет вам поможет это стихотворение!
Слайд 24
Воспитатель:
-А теперь весёлый вопрос! Кто изображён на картинке?
Дети:
-Пришельцы, инопланетяне…
Воспитатель:
- А как вы думаете, они существуют? Какие они могут быть – добрые или
злые?
- Каждой команде предложены по 4 картинки с инопланетянами, разрезан-ные на части. Команда, которая быстрее соберёт, соединит все картинки, получает эмблему.
Слайд 25:
Воспитатель:
- Много миллионов! В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Но не так просто уследить за тысячами звезд в небе. Наблюдая за звездами, открывая новые, астрономы наносили их изображения на карту, и в итоге получилась карта звездного неба, которую мы можем видеть сейчас. В давние времена она помогала мореходам и путешественникам ориентироваться в пути. Люди с древних времен группировали звезды друг с другом. Эти группы называются созвездия. Одни из них получили имена в честь животных, другие – в честь древних героев или богов. Всего на небе существует 88 созвездий.
А сейчас я хочу с вами поиграть.
Слайд 26
Воспитатель раздаёт именные картинки с созвездиями, соответствующие знаку Зодиака каждого ребёнка
- Посмотрите на своё созвездие, оно является вашим знаком Зодиака, под которым вы родились! Посчитайте, сколько в них главных звёзд?
- Молодцы! Сохраните на память свои знаки Зодиака!
Слайд 27,28
Воспитатель:
- Как называется созвездие, по форме напоминающее ковш?
- На кого оно похоже? Правильно, на медведя, поэтому его называют «Большая Медведица», но посмотрите, в небе есть ещё и «Малая Медведица».
- Начинаем заключительный конкурс - конкурс капитанов, которые с помощью линейки нарисуют ковш, соединяя точки на листе бумаги на скорость.
- Пора подвести итоги и мы вместе посчитаем, сколько эмблем в каждой команде. За активное участие обе команды достойно получают сладкие призы, а команда – победитель – грамоту!
- Что вам понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей)
- Поздравляю вас и желаю всегда быть такими же быстрыми, ловкими, сообразительными детьми!
- Наша увлекательная викторина завершилась и предлагаю послушать любимую песню наших космонавтов и потанцевать под иллюминацию звёздного неба!
Слайд 29 (звучит аудиозапись песни группы Земляне «Трава у дома» и включается иллюминация звёздного неба спец. лампой)