Лучший педагог года

Вклад Е. А. Флериной в методику развития детской речи

Зайцева Людмила
Вклад Е. А. Флериной в методику развития детской речи

Тема: Вклад Е. А. Флериной в методику развития детской речи.

План.

1. Биография.

2. Вклад в методику развития речи.

3. Взгляды Е. А. Флериной на дошкольное воспитание.

4. Список литературы.

2

Биография.

Публикация «Вклад Е, А, Флериной в методику развития детской речи» размещена в разделах

Флерина Евгения Александровна (18.12.1889 – 10.11.1952, педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР (1950, доктор педагогических наук (1948, профессор (1948). Педагогическую деятельность начала в 1909 после окончания Московского художественного училища имени С. Г. Строгонова.

Работала воспитателем детских садов, в том числе в детском саду общества «Детский труд и отдых», при котором в 1917 окончила педагогические курсы. С 1918 на научной и административной работе в педагогических учреждениях Москвы. С 1924 во втором МГУ (с 1930 МГПИ, одновременно работала в АКБ имени Н. К. Крупской, Московском педагогическом институте имени В. П. Потемкина, НИИ теории и истории педагогики.

Главной областью исследований Е. А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое воспитание дошкольников. В 20-х годах на основе анализа около 500 000 детских рисунков и 15 000 образцов детской лепки Флерина разрабатывала критерии изучения душевного мира ребенка, отображенного в его изобразительной деятельности.

В 20-30-х годах изучала проблемы детской книги и восприятия дошкольниками художественного чтения. Ею разработаны методики развития речи и художественного слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию.

3

Вклад в методику развития речи детей.

Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии для учащихся педагогических училищ и вузов «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) Флериной выделены задачи развития речи на научной основе. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. Ценно, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требования бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов при передаче его детям (например, беседы по прочитанному).

В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи.

Большой интерес представляют мысли Флериной об учении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимоотношениями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.

Наиболее полно раскрыта Е. А. Флериной проблема использования художественного слова. Уже в первых ее работах на эту тему говорится о значении живого слова в воспитании детей дошкольного возраста, об особенностях развития детской речи. Интерес Флериной к разработке методики художественного чтения и рассказывания и успех этой методики, как свидетельствуют ее ученики, во многом определялись индивидуальными данными: она любила и понимала художественную литературу, обладала прекрасным голосом и творческим воображением, была замечательной рассказчицей.

Флерина вела длительную исследовательскую работу в области детской книги, начав ее еще в комиссии по детской книге при Наркомпросе. Задачей работы было установление требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. И хотя в тот период Флерина высказывала и ошибочные взгляды (народную сказку признавала возможным давать детям только с 6-7 лет, в целом в ее работах много интересного, и это многое прочно вошло в методику развития речи, например классификация тематики книг для детей (производственная, героическая, дидактическая, веселая книга).

4

Она считала, что живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и технике подачи. «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи».

Е. А. Флерина внесла большой вклад в становление методики развития речи и использование живого слова в детском саду как учебной дисциплины в средних и высших учебных заведениях. Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовки студентов в педагогических училищах и ВУЗах, создание первых учебных программ и учебных пособий по курсу методики развития речи дошкольников. Вопросы речевого развития детей и использование художественной литературы в дошкольном учреждении изучались ею в контексте эстетического воспитания. Родной язык выступает средством приобщения детей к сокровищнице отечественной и мировой культуры.

В качестве цели обучения Е. А. Флерина правомерно выдвигала овладение детьми правильной, чистой, культурной, богатой по содержанию и выразительной по форме речи. Художественное слово оказывает общее развивающее воздействие на личность ребенка и дает высокие образцы художественной связной речи, является источником обогащения содержания и структуры детского языка.

Значительное место в трудах Е. А. Флериной занимали методические аспекты речевого развития детей. Ею определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приемы развития речи в целостном педагогическом процессе. Исследования в области художественного слова, деятельность в качестве руководителя Комиссии по детской книге при Наркомпросе, научно-методическая работа с педагогами г. Москвы позволила Е. А. Флериной создать систему использования художественного чтения и рассказывания в детском саду. Рассматривая художественное слово, как средство эстетического воспитания и развитие творческих способностей детей, определила требования к содержанию и форме детской книге, принципы, методы и приемы работы с ней с учетом особенностей восприятия детьми литературных произведений.

5

Взгляды Е. А. Флериной на дошкольное воспитание.

Большой интерес представляют взгляды Е. А. Флериной на обучение в детском саду. Употребляя термин «обучение дошкольников», Флерина подчеркивала его специфику и отрицательно относилась к заимствованию школьных программ и школьных методов. Успешная подготовка ребенка к школе заключается вовсе не в том, чтобы еще в детском саду приучить детей к школьной системе обучения. Наоборот, «детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями детей. Наша задача – всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ему в школе успешное систематическое обучение».

Актуальны мысли Флериной в формах обучения дошкольников, в том числе и родному языку. Она рассматривала обучение в широком смысле слова. На первом месте должна стоять учебно-воспитательная работа в повседневной жизни, в разнообразной деятельности ребенка. При этом важно определить два вопроса: чему учить? И как учить? Вторая форма обучения – организованные занятия, но по выбору детей, где ребенок может заниматься любимым материалом, однако материалом специально подобранным и предоставленным ему педагогом для данного занятия. Здесь приоритет принадлежит индивидуальной работе с ребенком. Третья форма – так называемые обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой и определенный материал предлагается всей группе.

Е. А. Флерина является основателем научно-педагогической школы МГПУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста. Исследования Е. А. Флериной и ее учеников во многом определили принципы задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников. Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е. А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

6

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000.-400с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. – М. : Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.

4. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 27с.

Публикации по теме:

Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов «Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов» Проблема формирования у детей самостоятельности.

Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности» Екатерина Полежаева Мастер-класс.

Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников (Методические рекомендации) Младший дошкольный возраст именуется порой вступления ребенка в дошкольное детство. Центральное место в его сознании начинает занимать люди,.

Презентация «Клубный час как средство развития детской инициативы» Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии человека. И в работе с дошкольниками.

Мастер-класс для воспитателей «Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность» Мастер - класс для воспитателей: «Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность» Воспитатель: Чередина Ольга Николаевна.

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAMМой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМВ четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации Пояснительная записка В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии;.

Робототехника как инструмент развития детской фантазии, воображения и конструктивных способностей В 2014 году президентом РФ В. В. Путиным было поручено Правительству РФ, разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития.

Вклад Фёдора Андреевича Рау в развитие отечественной дефектологии РАУ Федор Андреевич (26.3.1868, Ульм, Вюртенберг, Германия – 30.5.1957, Москва) – дефектолог; один из организаторов высшего дефектологического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вклад Е. А. Флериной в методику развития детской речи
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 10:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД