Алла Калиниченко
Влияние конструирования на развитие творчества ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние конструирования на развитие
творчества ребенка – дошкольника»
Содержание
Введение…3
1. Феномен творчества в психолого – педагогической литературе…. 4
2. Конструирование как вид творческо – продуктивной деятельности дошкольников….6
Список литературы…11
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Влияние конструирования на развитие творчества ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
Творческая личность – это достояние всего общества. Промышленность органически связана с творчеством : производство любого искусственного продукта начинается с его изобретения и разработки технологии его производства. Любой элемент искусственной среды, окружающей человека, – продукт творчества.
Творчество – это всегда привнесение в мир чего – то нового. Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, а реализация индивидуальности – ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств – уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).
С точки зрения Г. С. Альтшуллера (автора теории развития творческой личности, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности означает развитие творческого потенциала личности.
В рамках психологических исследований тема творчества и творческих способностей освещалась в работах известных отечественных психологов: Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова, В. И. Дружинина, Д. Б. Богоявленской, А. М. и многих других. Однако, несмотря на широкую разработанность категории творческих способностей в психолого – педагогической литературе, проблема влияния конструирования на развитие творчества ребенка – дошкольника до настоящего времени специально не исследовалась.
Цель данной контрольной работы: изучить влияние конструирования на развитие творчества ребенка – дошкольника.
1. ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В психологической, философской, педагогической литературе можно встретить различные определения понятия творчества. Известный российский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
З. Фрейд утверждал, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по Фрейду, – самая «творческая» часть психики.
По мнению Э. З. Фромма, Г. У. Олпорта – творчество как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач, человек – как творец собственной жизни.
Дж. Келли разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности. Человек, по его мнению – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.
Р. Ассаджиоли рассматривал творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способ её самораскрытия.
По мнению А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».
Э. З. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.
Главное, по мнению Г. С. Альтшуллера, – не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование.
Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.
Творчество ребенка и взрослого имеет принципиальные различия. Творчество взрослого человека основано на опыте, реальный результат: картина, здание, книга, самолет – то, что создано его руками и является непосредственной целью творчества, тогда как детское творчество отличает непосредственность восприятия, любовь к тому, что созидается,процесссоздания продукта для него важнее, чем результат.
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Н. Н. Поддьяков отмечал, период дошкольного детства становится подготовительным этапом в развитии индивидуально – психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей, а само творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста.
Таким образом, творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого, а сенситивный период развития творческих способностей – дошкольный возраст.