МААМ-картинки

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 7–11 лет

Елена Баранова
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 7–11 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Последние полтора десятка лет в своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику; малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 7–11 лет» размещена в разделах

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству одна из задач, современного обучения и воспитания. Только усвоив национальные культурные ценности, можно понять идеалы других времен и народов.

Знание народной педагогики в современных условиях помогает мне решить важнейшие задачи;

• Обогатить содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также средствами включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций посредствам привития любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам через посещение выставок, праздников.

• Открывать новые горизонты нашей жизни с помощью идей и дел великих искателей наших предков, которые внесли свое имя в летописи своего рода, своего народа, своего отечества.

Формирование истинного патриота своей Родины дело благодатное, значимое и серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываю от этой работы! Сколько интересного и важного открываю для себя и своих воспитанников. А главное убеждаюсь и верю в то, что дело которому, отдаю силы и творчеству не пропадает даром; детская душа чутко прикладывается к тому волшебному источнику, из которого только всю жизнь будет черпать живительную влагу, любовь к своему отечеству.

1. Мы живем в интересное время и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны.

Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Я думаю, что эта литература достоинство народа. Ведь А. М. Горький писал «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его».

Чем лучше мы будем знать прошлое тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего.

Я считаю, что сближение с русской народной, современным детям необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе.

Народное поэтическое творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос, песни о памятных событиях истории, героях, разнообразные сказки, предании об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно – песенная лирика; песни сопровождали разные обряды, свадьбы, похороны, праздники, (встречу Нового года, масленичное веселье, заклинание весны, сбор урожая). Наконец, это и драма; о Петрушке, хороводные игры, сеяние проса, спор за невесту и тд.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Старинное значение этого слова – «шептать», заговаривать. Такое название колыбельные песни получили не случайно; самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.

Пестушки.

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.

Пестушки незаметно переходят в потешки. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки», Сорока,»). в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление» «урок»«Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького, но лентяя.

Прибаутки

Как правило, в прибаутках дана картина какого – либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка. Дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом. В 20-е годы ХХ века К. И. Чуковский, правильно понявший ценность и смысл небылиц – перевертышей.

Календарный детский фольклор. Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам.

Игровые припевы, приговоры.

Не менее древний, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре.

Жеребьевые скороговорки, считалочки, дразнилки, скороговорки.

Детский фольклор – своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Эти виды творчества открывают широкий простор для импровизации и выдуман, в особенности это касается жеребьевых скороговорок и считалок, составляющих неотъемлемую часть многих детских игр.

Жеребьевая скорогооворка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение.

Дразнилки – вид творчества, почти всецело развитый детьми. Раздоры, столкновения, вражда, драки были постоянными явлениями старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отличавшие мнимые и действительные недостатки.

Безобидной и веселой словесной игрой детей является быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Я использую скороговорки со словами, связанными с математикой.

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала я произношу, дети внимательно слушают, затем они повторяют скороговорку очень медленно по слогам или по словам потом все быстрее и быстрее темп.

Пословицы и поговорки

Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. В пословице выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка тому или иному явлению, народный ум.

Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

Песни

Лирика, если говорить о поэзии для взрослых, - обширная и разнообразная область творчества, с которой уместно знакомить ребенка в школьном возрасте. Эстетические потребности дошкольника, школьника полностью удовлетворяет детский песенный фольклор.

Былины

Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былин в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу. Дети очень любят пословицы, поговорки, потешки и конечно загадки. Они вызывают у ребят живой интерес, заставляют «ломать голову» над отгадкой, хорошенько подумать над смысловым значением. Загадка вызывает в ребенке догадливость, сообразительность.

На занятиях по русскому языку немало важную роль играет заинтересованность младших школьников в своей работе на уроке. Оживить урок родного языка, повысить его познавательное значение можно при помощи использования в учебной работе малых форм устного народного творчества – загадок.

Велика познавательная роль загадки. С незапамятных времен она служила одним из средств передачи опыта и знаний от старшего поколения к младшему: дети, молодежь познавали окружающий мир через поэтические произведения – загадки. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать и сопоставлять явление окружающей действительности, раскрывает красоту видимого реального мира, учит понимать поэзию вещей, созданных руками человека. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Как привило, загадки предельно кратки, богаты звукописью; четкость их композиционной и ритмической структуры нередко подчеркнута рифмой. В хорошей загадке содержание неразрывно снято с красивой языковой формой: ее отличают лаконичность, образность, ритм и рифма. Все это говорит о ее педагогической ценности. Но загадка – это не только игра, но и эффективное упражнение для умения рассуждать, доказывать. Загадывание и отгадывание загадок само по себе представляет естественный процесс развития устной речи ребенка; при работе с ними он учится самостоятельно мыслить, развивает творческое воображение, обогащает память прекрасными памятниками родного языка. Методика работой с загадкой на уроке русского языка весьма разнообразна и зависит от цели, которую я преследую. Оправдано использование загадок для словарных диктантов, когда детям предлагается записать только отгадки. В данном случае они должны сосредоточить внимание на графическом и орфографическом облике записываемого слова. В первое время, когда школьники еще только осваивают новый для них вид словарного диктанта, желательно предлагать для анализа так называемые загадки – складки, то есть загадки с рифмованными отгадками. Впоследствии можно использовать обычные загадки, как фольклорные, так и литературные, но я придерживаюсь при подборе слов определенной тематики (предметы домашнего обхода, растения, грибы, птицы, дикие и домашние животные, профессии и природные явления и т. д). как правило, такой вид диктанта проходит живо и интересно. Целесообразно использовать загадки при проверке и заключении учащимися изученного материала, возможно применение при объяснении и самостоятельной работе. Загадка хороша тем, что каждая представляет собой законченное смысловое высказывание. Упражнения, в котором присутствуют загадки не является в данном случае простой суммой произвольно подобранных предложений, оно выступает как единое целое, объединенное как соответствующими грамматическими орфографическими заданиями, так и игровыми моментами (это или сам по себе процесс отгадывания загадок, или же конкурс на быстроту или правильность отгадывания отгадок). При таком подходе дети анализирует текстовой материал загадки и попутно отвечают на поставленный в ней вопрос. Такая, казалось, бы двойная работа не утомляет их, а наоборот, вносит оживление в урок и усиливает внимание. Как известно, оно на различных этапах урока у детей неодинаковое : к концу урока обычно ослабевает, поэтому в качестве разрядки предлагаю ученикам отгадать несколько загадок, конечно, непосредственно связанных с темой урока.

Закрепление материала проходит очень живо, интересно, дети осваивают новые задания. А сколько воспитательных моментов при этом решается. В конце года провела олимпиаду по русскому языку мои дети показали, как много они знают загадок, пословиц, как легко находят нужную орфограмму в слове, как свободно объясняют значение той или иной пословицы, сами составляют загадки, пословицы, поговорки.

Постоянный поиск новых форм, методов и приемов обучения младших школьников убедил меня, что использование элементов устного народного творчества в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнению словарного запаса учащихся, оказывает влияние на нравственное воспитание детей.

Так загадка может служит исходным материалом для знакомства с математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина, и т. д.).

Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины.

Сказки.

Мир детства невозможно представить себе без сказки, так как и без загадки, скороговорки, считалки.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей учащихся действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? Выполняя задачу, ребенок должен воспользоваться знаниями таблицы сложения для случаев а+2. Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математического материала, так и литературного.

Учащиеся должны не только решать готовые задачи, но и уметь их составлять. Эту работу следует вести в течении всего периода изучения математики. Сначала учащиеся ставят вопрос к данной задаче.

Например:

Я от волка ушел

От медведя ушел,

А от лисы не успел уйти.

Работая над длинным текстом, ученик может составить следующие вопросы и задания; сколько зверей встретил колобок? Помогите колобку посчитать сколько раз он смог уйти? Затем можно предложить учащимся задачу с недостающими данными. Например: Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошел старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришел невод с тиною морскою. Еще раз старик закинул невод, пришел невод с … рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришел невод, а там еще 4 морские рыбки. Сколько всего морских рыбок поймал старик? Сколько раз старик закинул невод?

После такой подготовки учащиеся могут составлять задачи на данную тему или зависимость, используя текст данной сказки. На уроках, где находится место данной сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказки несет в себе юмор, фантазию, творчества, а самое главное, учит детей логически мыслить. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает мне в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах. Как – то принято, считать, что сказка приходит к ребенку сама по себе. Да, такой уж это немудреный жанр: ничего в нем особенного сложного нет. В действительности же с этим утверждением нельзя согласиться. В том – то все и дело, что сказочный жанр очень многолик, многоаспектен, качественно неоднороден, по – настоящему мудр. Глубоко проникнуть в мир сказки, почувствовать ее красоту, нравственную силу младшему школьнику бывает порой нелегко. Ребенок не способен без дружеской поддержки взрослого человека проникнуть в многомерную насыщенность сказочного мира, почувствовать его особый аромат. При этом, конечно, я сама должна любить и знать сказку. Я задумалась над двумя аспектами, как любить и знать.

Любить сказку – это интуитивно чувствовать ее нерв, мелодию, особую интонацию, тембр, сопереживать героям, ощутимо представлять себе пространственную и временную организацию сказочных событий, вдыхать неповторимый аромат того единственного слова, без которого сказка рушится, как карточный домик. Любить сказку – это и живо т. е. с помощью жеста, мимики, интонации или доносить сказку до окружающих.

Знать сказку – это и помнить разные сказки, и уметь их живо воспроизводить в определенных жизненных ситуациях. Роль идет об элементарном уровне знания. Знать сказку на более высоком уровне – это уметь ориентироваться в сложном, качественно неоднородном сказочном мире, который составляет основу разных типов сказок. Сказочный жанр многолик и разнообразен. Традиционно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. Включаю сказки на уроках природоведения, русского языка. В чем я вижу преимущества таких уроков? На мой взгляд, оно состоит в следующем: во – первых, на таких уроках царит атмосфера занимательности, сказочности, никто из ребят не остается безучастным; во – вторых, каждый вид знаний требовал от детей не только актуализации изученных знаний, но и умения применять эти знания в различных языковых ситуациях, умений думать, размышлять, систематизировать. Таким образом, иногда в процессе преподавания русского языка я могу воспользоваться таким средством активизации деятельности младших школьников на уроках грамматики и орфограмм, как сказочное путешествие в страну русского языка. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы я могу найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формулирует умение овладевать оценочной терминологии (хитрый, глупый, жадный и т д, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. сказки и через уроки продолжают воспитывать детей. Сказку создал народ. В ней отразилась его жизнь. Мир сказки - - это мир, каким он должен быть по народным представления, справедливый и прекрасный. Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа. Большое внимание я уделяю знакомству учащихся с народными промыслами России. И как результат поделки, изготовленные руками учащихся. Это образы, импровизирующие дымковскую игрушку, хохломскую и гжельскую роспись. В классе устраиваю выставку изделий и рисунков. В последний раз мои дети подытожили нашу работу такими словами:

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

Для ознакомления учащихся с русскими народными традициями и обрядами проводила следующие праздники: «Деревенские посиделки», «Проводы русской зимы», «Проводы масленицы». Отдельно хочу остановиться на том, как я проводила масленицу. Готовились основательно, познакомились с историей возникновения праздника, учились зазывать масленицу, петь русские народные песни. Первая половина праздника проходила в зале. Вниманию присутствующих была представлена прекрасно оформленная живописная композиция с улыбающимся солнышком и расписными полотенцами. Зал украшали сами дети, а столы покрывали родители. Вокруг масленицы, водили хороводы, играли, пели русские народные песни, ели блины, угощали всех желающих. Празднику предшествовала длительная подготовка. На помощь привлекала родителей и старшеклассников – бывших моих учеников. Родители принимали самое активное участие в изготовлении костюмов. Духовное наследие русского народа – это прекрасное, бесценное богатство. Особое значение имеют традиции, обычаи и праздники. В них отразилась глубокая мудрость и творческих потенциалах русского народа. С 1ой четверти в 1 классе на уроках математики, обучения грамоте я использую нарядные матрешки, хохломские ложки. Обращаюсь к героям русских народных сказок, потешек, играю с детьми в народные игры. В 1 кл я провожу три внеклассных мероприятия: «На потеху малышам» (на материале детского фольклора) «В гостях у Берендея» (праздник русской природы) «Праздник русской матрешки»

Во 2 кл. я углубляю и расширяю работу по русской математике благодаря интегрированию материала через занятия по предметам. Провожу «День русской ярмарки». «В гостях у деда Всеведа и Бабушки Забавушки» «Широкая масленица» в 3 кл. в содержание по русской математике я включаю больше исторического материала, знакомлю детей с традициями, обрядами, преданиями русского народа, с героическими страницами из истории России. Дети с большим интересом принимают участие в праздниках. «Русская березка» «Великое Рождество». Проведения уроков и внеклассных мероприятий способствует пробуждение у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаями и традициям. Поэтому фольклорное воспитание – это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает народы. Фольклор – это наша внутренняя среда, тоже требующая защиты, восстановления равновесия между прошлым и настоящим, сохранения. Уверена, что фольклор – это и есть исконная нами веков связующая нить, которую я должна передать моим ученикам точно так же, как передавалась она из поколения в поколения из уст в уста. Память народа, сохранила, донесла до нас сквозь века песни, сказки, былины. Но сохранила не для того, чтобы они застыли, омертвели на страницах книг.

Очень радуюсь, когда на уроке, мероприятий ощущаю единство души моей и детской. Нам так хорошо, а урок или мероприятие пролетело, как мгновение, как жаль! Значит, все хорошо. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день… детская душа желает приобщаться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам находить чудеса на каждом уроке. В памяти всплывают слова В. С. Сухомлинского «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Действительно, найти свое призвание, утвердиться в нем – источник счастья. Поэтому завтра у меня появиться вновь великое желание учить детей и учиться самой, творить и пробуждать к творчеству. Ведь я, учитель, созидатель человеческой души. Я- пахарь, сеятель. Я в ответе за своих учеников.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 7–11 лет
Опубликовано: 22 мая 2020 в 19:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 7–11 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова (УИ 2342070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД