Наумова Марина Викторовна
Разработка авторской программы «Художественный и ручной труд» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В разных группах материал подбирается с учётом возрастной адекватности. Так как данный раздел приобретает особую важность именно в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки детей к школе, он лучше других позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности, в частности подготовку руки к овладению навыками письма.
Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками.
Публикация «Разработка авторской программы „Художественный и ручной труд“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует:
• становлению речи ребёнка
• подготовке кисти рук к письму
• повышению работоспособности коры головного мозга
• стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии
• воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому
Адресная направленность
• данный опыт рассчитан на сотворчество детей и педагогов, которые готовы экспериментировать и фантазировать;
• может быть использован воспитателями при организации непосредственной образовательной деятельности детей 5-7 лет по ручному труду;
• рекомендуется для дополнительных занятий в качестве кружковой работы (творческие мастерские);
• предоставляет возможность быть использованным в интегрированной деятельности детей.
Новизна опыта
Упорядочена и обновлена система занятий по ручному труду, которая :
• дополняет, обогащает и закрепляет те знания, которые дети получают на других занятиях;
• развивает сенсомоторный интеллект, а также согласованность в работе глаза и руки.
• совершенствует координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.
• соответствует целям и задачам, отраженным в программе «Радуга».
• отвечает требованиям ФГОС к дошкольному образованию детей.
• способствует формированию самооценки и самопознания.
Цель: Формировать компоненты школьной готовности в процессе образования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование конструктивного мышления, творческих способностей и навыков произвольной регуляции.
2. Совершенствование у детей обобщённых способов работы, умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
3. Содействовать формированию у ребёнка позиции созидателя и воспитание чувства гордости и удовлетворения результатом своего труда.
4. Готовить руку к письму и развивать мелкую моторику.
Прогнозируемые результаты
Предлагаемый комплекс занятий предусматривает, что по окончании курса воспитанники будут уметь:
• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
• выполнять на слух инструкции;
• ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
• самостоятельно применять полученные умения и навыки.
Диагностика результативности:
• тематические выставки согласно учебно-тематическому плану ДОУ;
• традиционные выставки, к календарным праздникам;
• для выявления уровня общетрудовой подготовки детей к школе используется диагностика Дмитриевой А. Ю.
Технология реализации методического комплекса занятий
Методический комплекс занятий рассчитан на два года обучения.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и недельной темой занятий.
Основной формой работы являются групповые (коллективные) занятия.
Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
В год проводится 30-32 занятия.
Каникулы в январе — 10 дней
Возраст детей – 5 - 7лет.
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4занятия в месяц.
Наполняемость групп: 15 человек.
Продолжительность занятий:
старшая группа – 25 минут;
подготовительная к школе группа – 30 минут.
В работе используются методы:
одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный.
Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники моделирования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование.
Методическое обеспечение:
• технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);
• методические средства обучения (аудио-видео записи, презентации, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки, таблицы и т. д.);
• объекты живой и неживой природы.
Материальные ресурсы:
• Инструменты (молотки, отвёртки, пилы, ножницы, кисти, карандаши и др.);
• шаблоны, штампы, трафареты;
• бумага (альбомная, цветная, папиросная, салфетки, картон и т. д.);
• бросовый материал;
• природный материал;
• лоскут;
• нитки, шнур, тесьма;
• различные виды клея.
• деревянные заготовки
Методические рекомендации по работе с детьми.
Реализация раздела «Художественный и ручной труд» осуществляется по четырё м направлениям:
• Работа с разными видами бумаги и картона (при работе с бумагой и картоном дети учатся видеть объёмную игрушку в плоскостной выкройке-развёртке, а также это благодатная почва для развития детской фантазии и творчества).
• Работа с природным материалом – (встречи с природой расширяют представления детей, изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими).
• Работа с деревом – (используя в работе дерево повышается внимание, собранность, дисциплина, быстро работает ум, появляется уверенность в своих силах и способностях).
• Работа с бросовым материалом – (способствуют развитию у детей технического и художественного моделирования).
Модель организации непосредственной образовательной деятельности по разделу «художественный и ручной труд».
Перспективное планирование
По «Художественному и ручному труду» для детей 5-6летнего возраста
месяц Тематика
сентябрь
1.«Сбор природного материала»
2. «Знакомство с инструментами»
3. «Дары осени» (пластилин)
4. «Песочная картина» (природный материал)
Октябрь
1. «Золотая осень» (природный материал)
2. «Хеллоуин» (картон, бумага)
3. «Дерево правил» (оригами)
4. «Светофор» (бросовый материал)
Ноябрь
1 «Картина из листьев» (природный материал)
2. «Кормушка» (дерево)
3. «Хоровод друзей» (бросовый)
4. «Мунха: караси» (оригами)
Декабрь
1.«Подарок» (картон, бумага)
2. «Медведь» (оригами)
3. «Пингвины» (природный материал)
4. «Маски» (бросовый материал)
Январь
1. «Святки: оберег для мамы» (природный материал)
2.«Зайчонок»» (оригами)
Февраль
1. «Салфетка» (бросовый материал)
2. «Сюрприз» (природный материал)
3. «Подарок для папы» (картон, бумага)
4. «Военная техника: танк и броневик» (бросовый материал)
Март
1. Тюльпан (оригами)
2. «Подарок для мамы» (бросовый материал)
3. «Волшебные перышки» (природный материал)
4.«Блокнот» (картон, бумага)
Апрель
1. «Декоративные цветы» (бросовый материал)
2. «Верба» (картон, бумага)
3. «Лесенка» (дерево)
4. «Волшебная рыбка» (природный материал)
Май
1. «Первомай» (бросовый материал)
2.«Открытка для дедушки» (картон, бумага)
3. «Хоровод» (природный материал)
Перспективное планирование
По «Художественному и ручному труду» для детей возраста 6-7лет с разработкой программного содержания и оборудования.
Месяц
Тематика
Сентябрь
1. Улица моего города (коллективная работа) (дома из картона).
2. Конверт (оригами)
3. Спортсмены (бросовый)
4. Песочная картина (природный материал)
Октябрь
1. Корзина для урожая (бросовый)
2. Цветочная фантазия (природный материал)
3. «Книга прав и обязанностей» (бумага, картон)
4. «Машины для лесных фей» (бросовый и природный матриал)
Ноябрь
1. Осенняя сказка (природный материал)
2. Моё изобретение (оригами)
3. Весёлые человечки (бросовый)
4. Рамка для фото (дерево)
декабрь
1. Подарок (бросовый)
2. Серебристая лиса (оригами)
3. Родной край (природный)
4. Новогодний сюрприз (картон, бумага)
Январь
1. «Маски для святок» (природный, цветной картон)
2. «Модель земли» (бросовый)
Февраль
1. «На кого я хочу быть похож» (оригами)
2. «Самолеты» (картон, оригами)
3. «Кукольный театр для малышей» (картон, бумага)
4. «Бытовые предметы: планшет и ноутбук» (бросовый материал)
Март
1. «Декоративные цветы» (квилинг)
2. «Маки» (гофрбумага, крупные цветы)
3. «Птицы» (оригами)
4. «Книжка для детей».(картон, бумага)
Апрель
1. «Верба» (природный материал)
2. «Путешествие к звёздам» (бросовый)
3. «Вертолёт» (бросовый материал)
4. «Подставка для щёток» (дерево)
Май
1. «Черемуха» (картон, бумага)2. «Букет для Ветеранов» (квилинг)
3. Подарки (бросовый)