Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Анастасия Александровна Олейникова
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Внеклассный урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Участники данного урока - ученики четвертого класса (учащиеся 10-11 лет).

Тема урока: «Чувственное восприятие себя – ощущение»

Цель: Ознакомление учащихся с различными видами ощущений.

Задачи:

1. "Образовательная: познакомить учащихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;

2. "Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.

3. "Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Оборудование:

• Материалы для опытов;

• презентация

• раздаточный материал.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна.

- Ребята, Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся им с другими. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарив свое хорошее настроение.

- Спасибо.

- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока. А к концу урока у вас получится памятка.

2. Вводная часть:

(На экране слайд с фразой – Хочу все знать). Слайд № 1

- Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Правильно. Фраза: «Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.

- Скажите, вы могли бы посчитать все свои знания в уме? («Нет».)

- Это сделать очень сложно. Все наши знания не появляются внезапно. Накопление наших знаний идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен мостику нашего познания, который называется ощущением.

3. Основная часть:

- Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила стаканы с водой. (Учащиеся пробуют заранее приготовленную воду: соленую, сладкую и кислую).

- Какую вы попробовали воду?

- Как вы это узнали? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Языком»).

- А сейчас я пройду по классу с мешочком. В нем лежат 2 предмета. Вам надо запомнить их форму. (подхожу к каждому ребенку)

- Итак, какая форма у этих предметов? Если вы затрудняетесь в определении формы предмета, значит, как можно назвать эту форму? («Неопределенная»).

- Итак, предметы имеют форму, назови, пожалуйста («Один круглый, другой – мягкий и неопределенной формы».)

- Как вы узнали форму предмета? («Ощутили».)

- Чем мы определили форму предметов? («Руками»).

- А вы догадываетесь, что это за предметы? («Нет».)

- А теперь закройте глаза, а я подойду к вам, если вы что-то почувствуете, скажите: «Я ощущаю». (Психолог подносит предметы к носу учащихся).

- Сейчас вы догадались, что это за предметы? («Не совсем»).

- А как узнали об одном предмете? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Носом»).

(Из мешочка достают апельсин и резинку).

- А теперь вы знаете, что это за предметы? («Да»)

- Как вы узнали? («Увидели»)

- Чем увидели? («Глазами»)

(Учитель понижает голос до шепота).

- Сейчас вы слышите, что я говорю? Как вы услышали мой голос? («Ощутили».)

- Чем вы ощутили? («Ушами»).

- Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)

- Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2

- Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»).

- Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.

- С ощущениями человек знакомится с первых дней жизни. Многие из них становятся для него любимыми.

- А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

Карамельна, шоколадна,

И сгущёна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку.

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверните, посмотрите,

И сразу в рот меня кладите.

- Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)

- Кто из вас любит конфеты, поднимите руку?

- А что вы ощущаете когда их едите? («Сладость», «вкус»).

- А теперь послушайте другую загадку?

В руке у Танечки

Зима в стаканчике.

В руке у Галочки

Зима на палочке.

- Догадались о чем здесь речь? (ответы детей)

- А кто из вас любит мороженое?

- Что вы ощущаете, когда едите мороженое? («Ощущаем прохладу».)

- А мы можем ощущать времена года? («Летом – жарко, зимой – холодно».)

- Ребята, а чем мы ощущаем времена года? («Кожей»).

- Все наши ощущения появляются благодаря органам чувств.

- Давайте перечислим, какие органы чувств помогают нам ощущать окружающий мир? (ответы детей) Слайд 3

- А теперь давайте, вернемся к нашим опытам.

- Каким органом чувств вы ощутили воду? (ответы детей) Правильно, языком. Слайд № 4

- С какими ощущениями связан этот орган? Правильно, с вкусовым ощущением. Запишите на листике.

Слайд № 5

- А какими органами чувств вы ощутили предметы в мешочке? («Руками, кожей»).

Слайд №6

С какими ощущениями связан этот орган? (ответы детей) Чувство – осязание (Запись в тетради). Слайд № 7

Слайд № 8

- Ребята, а когда вы убедились какие предметы лежат в мешочке? («Когда увидели глазами»).

- А с какими ощущениями связаны эти органы? (ответы детей)

- Правильно. Запишите в тетради – это зрительные ощущения.

- А когда вы приходите домой, как вы узнаете, что приготовила мама на обед? Какой орган поможет узнать это? («Нос») С каким ощущением связан этот орган?

Слайд № 9

- Правильно, запишите, чувство – обоняние.

- А какой орган помогает нам слышать друг друга? («Ухо»)

Слайд № 10

- А с какими ощущениями связан этот орган?

- Правильно, запишите – это слуховые ощущения.

Физкульминутка «Органы чувств».

- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.

- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

- Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?

(ответы детей)

- Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).

- Не следует думать, что ощущения совершенствуются сами собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.

- Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? (ответы детей). Слайд № 11

- Правильно, художнику, танцору, преподавателю иностранного языка, настройщику музыкальных инструментов и другим представителям различных профессий приходится ежедневно совершенствовать свои ощущения.

- В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.

Психогимнастическое упражнение «Узнай, кто это?» или игра «волшебный мешок»

(Один из учеников выходит и встает перед классом и пытается запомнить ребят. Затем он закрывает глаза. Ребята из класса меняются местами, а ученик с закрытыми глазами пытается угадать, кто перед ним сидит - на ощупь. Затем пытаются угадать остальные.)

(«Волшебный мешочек» Задача игры: на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, описать и назвать его)

- Итак, мы с вами пытались развивать свои ощущения. Как вы думаете, это у нас получилось? (ответы детей).

- Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?

(ответы детей).

- А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).

- С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Надо сесть боком друг к другу и закрыть глаза.

К каждому из участников психолог по очереди приближает и удаляет карманные часы. Услышав тиканье часов, ученик должен сказать «слышу», а перестав слышать, сказать «не слышу». Так можно определить предел слуховых ощущений и кто лучше слышит.

- Все почувствовали? («Нет»).

- Это ребята потому, что одни ощущения развиты у одних людей сильнее, а других слабее. Необходимо их тренировать.

- А теперь проверим, у кого самые чувствительные кожные ощущения, то есть руки.

Каждому из участников с закрытыми глазами я кладу на ладонь кусочек ваты разной величины. Если участник чувствует вату, он говорит «чувствую». Выигрывает тот, кто сможет почувствовать самый маленький кусочек ваты.

- Все ощутили вату? (ответы детей).А как выдумаете, почему?

(ответы детей).

- А теперь представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза.

- А теперь скажите, что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств? (ответы детей)А если человек лишен слуха?

Слайд № 13

- А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. (ответы детей).

- Люди, лишенные каких-либо органов чувств компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Слепые дети не видят, у них отсутствует орган чувств - зрение, но при этом развит орган чувств – кожные покровы и они при помощи рук могут читать.

- Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.

4. Анализ урока:

- Ребята, а вы помните девиз нашего урока?

- Почему ощущения – это мостик познания?

- О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.

- Для чего нужно развивать ощущения?

- Какой опыт вам понравился больше всего?

- Дома вы можете повторить эти опыты с родителями и друзьями, чтобы узнать какие ощущения развиты у них, а поможет вам в этом наша памятка, которую мы составляли с вами в течение всего урока.

- Ребята, в течение всего урока мы познакомилось с вами с различными видами ощущений. Нарисуйте на альбомном листе тот орган чувств, при помощи которого, на ваш взгляд, наиболее развит определённый вид ощущения.

- А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаги нарисовать смайлик

• Если вы считаете, что знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся – нарисуйте, смайлик – улыбку;

• Если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся – смайлик – огорчение.

- Ребята, мне понравилось сегодня с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка.

- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 14

Применялись следующие методы обучения:

1. Наглядный (просмотр слайдов).

2. Словесный (индивидуальные и хоровые ответы на поставленные вопросы).

3. Частично-поисковый (ориентируясь на жизненный опыт - шли к получению новых знаний).

4. Проблемный (искали ответ на полученные задачи).

Прикреплённые файлы:

oschuschenija_d7kd2.pptx | 18931,8 Кб | Скачан: 29
 
Публикации по теме:

ПДД-эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста ПДД- эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста». Тема: «Улицы нашего города».

Конспект занятия по психологии на тему «Знакомство» Конспект занятия На тему: «Знакомство» Составила : педагог-психолог Боярова О. Н. Тема: «Знакомство». Цель: дать каждому.

Консультация для родителей на тему «Сказка как способ формирования понятий добра и зла» Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные.

Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности Метод проекта - одна из оптимальных технологий, поддерживающая компетентностно - ориентированный подход в образовании. Возник в 20-е годы.

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний,.

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных»Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных» Данный урок проводился в ГОУ ЛНР "Артемовская школа № 9" в 3 классе. Учащиеся были позитивно настроены на урок. Актуализация опорных знаний.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Притча о блудном сыне». Образовательная система «Гармония» Предмет : Литературное чтение Класс 4 Тема урока: ««Блудный сын» (притча) Форма урока: урок – беседа Используемые технологии : проблемное.

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей». Самообразование в старшей группе Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» Цель: повышение.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Внеклассный урок по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор» Тема урока: «Нравственные ценности современной молодежи» Тип урока: познавательный, воспитательный, - освоение нового материала, - поиск.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»
Опубликовано: 7 марта 2018 в 21:12
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

Работа с родителями. Групповая Акция совместного творчества «Новогоднее настроение»...
Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас с АКЦИЕЙ, которая была организована на кануне Наступающего Нового года для родителей и дошкольников младшей группы....
Фотоотчёт о посвящении в волонтёры в детском саду
Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу поделиться с вами радостным событием, которое произошло в нашем саду....
Мастер класс по изготовлению елочного украшения «Дед Мороз» для детей младшей группы...
В преддверии Нового года во всех садах открываются творческие мастерские "Деда Мороза" по изготовлению новогодних атрибутов и поделок. Конечно, мы тоже не...