Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Анастасия Александровна Олейникова
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Внеклассный урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»

Участники данного урока - ученики четвертого класса (учащиеся 10-11 лет).

Тема урока: «Чувственное восприятие себя – ощущение»

Цель: Ознакомление учащихся с различными видами ощущений.

Задачи:

1. "Образовательная: познакомить учащихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;

2. "Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.

3. "Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Оборудование:

• Материалы для опытов;

• презентация

• раздаточный материал.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна.

- Ребята, Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся им с другими. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарив свое хорошее настроение.

- Спасибо.

- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока. А к концу урока у вас получится памятка.

2. Вводная часть:

(На экране слайд с фразой – Хочу все знать). Слайд № 1

- Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Правильно. Фраза: «Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.

- Скажите, вы могли бы посчитать все свои знания в уме? («Нет».)

- Это сделать очень сложно. Все наши знания не появляются внезапно. Накопление наших знаний идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен мостику нашего познания, который называется ощущением.

3. Основная часть:

- Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила стаканы с водой. (Учащиеся пробуют заранее приготовленную воду: соленую, сладкую и кислую).

- Какую вы попробовали воду?

- Как вы это узнали? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Языком»).

- А сейчас я пройду по классу с мешочком. В нем лежат 2 предмета. Вам надо запомнить их форму. (подхожу к каждому ребенку)

- Итак, какая форма у этих предметов? Если вы затрудняетесь в определении формы предмета, значит, как можно назвать эту форму? («Неопределенная»).

- Итак, предметы имеют форму, назови, пожалуйста («Один круглый, другой – мягкий и неопределенной формы».)

- Как вы узнали форму предмета? («Ощутили».)

- Чем мы определили форму предметов? («Руками»).

- А вы догадываетесь, что это за предметы? («Нет».)

- А теперь закройте глаза, а я подойду к вам, если вы что-то почувствуете, скажите: «Я ощущаю». (Психолог подносит предметы к носу учащихся).

- Сейчас вы догадались, что это за предметы? («Не совсем»).

- А как узнали об одном предмете? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Носом»).

(Из мешочка достают апельсин и резинку).

- А теперь вы знаете, что это за предметы? («Да»)

- Как вы узнали? («Увидели»)

- Чем увидели? («Глазами»)

(Учитель понижает голос до шепота).

- Сейчас вы слышите, что я говорю? Как вы услышали мой голос? («Ощутили».)

- Чем вы ощутили? («Ушами»).

- Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)

- Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2

- Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»).

- Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.

- С ощущениями человек знакомится с первых дней жизни. Многие из них становятся для него любимыми.

- А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

Карамельна, шоколадна,

И сгущёна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку.

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверните, посмотрите,

И сразу в рот меня кладите.

- Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)

- Кто из вас любит конфеты, поднимите руку?

- А что вы ощущаете когда их едите? («Сладость», «вкус»).

- А теперь послушайте другую загадку?

В руке у Танечки

Зима в стаканчике.

В руке у Галочки

Зима на палочке.

- Догадались о чем здесь речь? (ответы детей)

- А кто из вас любит мороженое?

- Что вы ощущаете, когда едите мороженое? («Ощущаем прохладу».)

- А мы можем ощущать времена года? («Летом – жарко, зимой – холодно».)

- Ребята, а чем мы ощущаем времена года? («Кожей»).

- Все наши ощущения появляются благодаря органам чувств.

- Давайте перечислим, какие органы чувств помогают нам ощущать окружающий мир? (ответы детей) Слайд 3

- А теперь давайте, вернемся к нашим опытам.

- Каким органом чувств вы ощутили воду? (ответы детей) Правильно, языком. Слайд № 4

- С какими ощущениями связан этот орган? Правильно, с вкусовым ощущением. Запишите на листике.

Слайд № 5

- А какими органами чувств вы ощутили предметы в мешочке? («Руками, кожей»).

Слайд №6

С какими ощущениями связан этот орган? (ответы детей) Чувство – осязание (Запись в тетради). Слайд № 7

Слайд № 8

- Ребята, а когда вы убедились какие предметы лежат в мешочке? («Когда увидели глазами»).

- А с какими ощущениями связаны эти органы? (ответы детей)

- Правильно. Запишите в тетради – это зрительные ощущения.

- А когда вы приходите домой, как вы узнаете, что приготовила мама на обед? Какой орган поможет узнать это? («Нос») С каким ощущением связан этот орган?

Слайд № 9

- Правильно, запишите, чувство – обоняние.

- А какой орган помогает нам слышать друг друга? («Ухо»)

Слайд № 10

- А с какими ощущениями связан этот орган?

- Правильно, запишите – это слуховые ощущения.

Физкульминутка «Органы чувств».

- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.

- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

- Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?

(ответы детей)

- Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).

- Не следует думать, что ощущения совершенствуются сами собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.

- Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? (ответы детей). Слайд № 11

- Правильно, художнику, танцору, преподавателю иностранного языка, настройщику музыкальных инструментов и другим представителям различных профессий приходится ежедневно совершенствовать свои ощущения.

- В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.

Психогимнастическое упражнение «Узнай, кто это?» или игра «волшебный мешок»

(Один из учеников выходит и встает перед классом и пытается запомнить ребят. Затем он закрывает глаза. Ребята из класса меняются местами, а ученик с закрытыми глазами пытается угадать, кто перед ним сидит - на ощупь. Затем пытаются угадать остальные.)

(«Волшебный мешочек» Задача игры: на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, описать и назвать его)

- Итак, мы с вами пытались развивать свои ощущения. Как вы думаете, это у нас получилось? (ответы детей).

- Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?

(ответы детей).

- А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).

- С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Надо сесть боком друг к другу и закрыть глаза.

К каждому из участников психолог по очереди приближает и удаляет карманные часы. Услышав тиканье часов, ученик должен сказать «слышу», а перестав слышать, сказать «не слышу». Так можно определить предел слуховых ощущений и кто лучше слышит.

- Все почувствовали? («Нет»).

- Это ребята потому, что одни ощущения развиты у одних людей сильнее, а других слабее. Необходимо их тренировать.

- А теперь проверим, у кого самые чувствительные кожные ощущения, то есть руки.

Каждому из участников с закрытыми глазами я кладу на ладонь кусочек ваты разной величины. Если участник чувствует вату, он говорит «чувствую». Выигрывает тот, кто сможет почувствовать самый маленький кусочек ваты.

- Все ощутили вату? (ответы детей).А как выдумаете, почему?

(ответы детей).

- А теперь представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза.

- А теперь скажите, что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств? (ответы детей)А если человек лишен слуха?

Слайд № 13

- А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. (ответы детей).

- Люди, лишенные каких-либо органов чувств компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Слепые дети не видят, у них отсутствует орган чувств - зрение, но при этом развит орган чувств – кожные покровы и они при помощи рук могут читать.

- Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.

4. Анализ урока:

- Ребята, а вы помните девиз нашего урока?

- Почему ощущения – это мостик познания?

- О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.

- Для чего нужно развивать ощущения?

- Какой опыт вам понравился больше всего?

- Дома вы можете повторить эти опыты с родителями и друзьями, чтобы узнать какие ощущения развиты у них, а поможет вам в этом наша памятка, которую мы составляли с вами в течение всего урока.

- Ребята, в течение всего урока мы познакомилось с вами с различными видами ощущений. Нарисуйте на альбомном листе тот орган чувств, при помощи которого, на ваш взгляд, наиболее развит определённый вид ощущения.

- А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаги нарисовать смайлик

• Если вы считаете, что знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся – нарисуйте, смайлик – улыбку;

• Если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся – смайлик – огорчение.

- Ребята, мне понравилось сегодня с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка.

- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 14

Применялись следующие методы обучения:

1. Наглядный (просмотр слайдов).

2. Словесный (индивидуальные и хоровые ответы на поставленные вопросы).

3. Частично-поисковый (ориентируясь на жизненный опыт - шли к получению новых знаний).

4. Проблемный (искали ответ на полученные задачи).

Прикреплённые файлы:

oschuschenija_d7kd2.pptx | 18931,8 Кб
 
Публикации по теме:

ПДД-эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста ПДД- эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста». Тема: «Улицы нашего города».

Конспект занятия по психологии на тему «Знакомство» Конспект занятия На тему: «Знакомство» Составила : педагог-психолог Боярова О. Н. Тема: «Знакомство». Цель: дать каждому.

Консультация для родителей на тему «Сказка как способ формирования понятий добра и зла» Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные.

Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности Метод проекта - одна из оптимальных технологий, поддерживающая компетентностно - ориентированный подход в образовании. Возник в 20-е годы.

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний,.

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных»Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных» Данный урок проводился в ГОУ ЛНР "Артемовская школа № 9" в 3 классе. Учащиеся были позитивно настроены на урок. Актуализация опорных знаний.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Притча о блудном сыне». Образовательная система «Гармония» Предмет : Литературное чтение Класс 4 Тема урока: ««Блудный сын» (притча) Форма урока: урок – беседа Используемые технологии : проблемное.

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей». Самообразование в старшей группе Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» Цель: повышение.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Внеклассный урок по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор» Тема урока: «Нравственные ценности современной молодежи» Тип урока: познавательный, воспитательный, - освоение нового материала, - поиск.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»
Опубликовано: 7 марта 2018 в 21:12
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. День снеговика на МААМ

Очередной тематический день посвящен снеговику — верному спутнику и  помощнику Деда Мороза. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы расширить знания детей по этой теме и увлечь «снеговиковым»...

5 декабря. Международный день волонтёра

К счастью, не всё в нашем мире измеряется в деньгах, и не всё можно купить за деньги. Есть вещи более значимые и монументальные. Любовь, доброта, умение радоваться жизни, желание помочь ближнему – сделать...

Конспект интегрированного занятия «Из пушистого снежка слепим мы снеговика» в младшей...
Конспект интегрированного занятия «Из пушистого снежка слепим мы снеговика» в младшей группе. Вид занятия: Коллективная аппликация нетрадиционным...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Путешествие в лес, или Как...
ЗАДАЧИ. Образовательные задачи: 1. Учить различать и называть геометрические фигуры. 2. Уточнить представления детей о детенышах диких животных. 3....
Фотоотчет «День написания писем Деду Морозу в старшей группе»
Уже совсем скоро в каждый дом придет волшебство. Новый год-долгожданный праздник для взрослых и детей. Все мы ждем от него чуда, волшебной сказки и...