МААМ-картинки

«Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе

Потёмкина Оксана Николаевна
«Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе

Волшебная палочка дирижёра.

Цель: Сформировать представление об оркестре и роли дирижёра в нём.

Задачи:

Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально - практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре.

Тип занятия: Путешествие.

Публикация «„Волшебная палочка дирижёра“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах

Методы: По источнику получения знаний - словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности - объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ТСО, карточки, открытки, музыкальные инструменты, оркестровая партитура, таблица.

Ход занятия.

Слайд №1.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.

Эмоционально - психологический настрой на занятие.

Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на занятии. Я рада вашим улыбкам. Сегодня нас ожидает много интересного.

Мотивация учебной деятельности.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Дети: Да, это язык музыки.

Музыкальный руководитель: Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное занятие, мы отправимся в музыкальный театр.

Слайд №2.

А в пути, как известно, всегда интереснее находиться с одним из лучших жанров музыки. А с каким именно вы попытайтесь отгадать.

Я - ваша подруга. Я - ваша попутчица.

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали, кто я? Ну, конечно же? Песня.

Чтобы отправиться в путь нужно спеть песню. И мы с вами сейчас разучим песню с которой весело шагать не только по просторам музыки, но и жизни.

Слайд №3.

Исполнение песни «Вместе весело шагать».

Изучение нового материала.

Музыкальный руководитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы пели?

Дети: Много инструментов

Музыкальный руководитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это как называется?

Дети: Оркестр.

Слайд №4.

Музыкальный руководитель: Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Оркестры бывают. Симфонические.

Слайд №5.

Духовой.

Слайд №6.

Прослушивание «Духовой оркестр».

Оркестр народных инструментов.

Слайд №7.

Прослушивание «Народный оркестр».

Эстрадно-симфонический и джазовый.

Слайд №8.

Прослушивание «Джазовый оркестр».

Музыкальный руководитель: Ребята давайте проверим, как вы запомнили оркестры?

Проводится игра «Определи оркестр».

Слайды №9-12.

Музыкальный руководитель: Давайте послушаем «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского.

Слайд №13.

Прослушивание «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:

Слайд №14.

А теперь, представим себе, что на сцену выходит симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места. Музыка пока не звучит, но оркестр уже начался. Он начался давным-давно, и все в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется правилам музыкальной игры. В оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.

Первым выходит концертмейстер, самый главный музыкант оркестра. Дирижёры могут быть разные, но концертмейстер постоянный. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижёру.

После концерта дирижёр обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты - мужчины одеты в чёрные фраки (где ещё в наше время встретишь чёрный фрак, а женщины в красивых, строгих, чёрных платьях.

* Как вы думаете, почему ребята? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Да, если бы музыканты оркестра одевались «пёстро», каждый по-своему, то это отвлекало бы слушателей от музыки. Но вот музыканты расселись. Когда к оркестру выйдет дирижёр, ему не нужно будет отыскивать взглядом, где сидят скрипачи, а где трубачи, чтобы взмахом дирижёрской палочки подавать им разные команды. Во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются? Давайте посмотрим.

Слайд №15.

* Оркестр делится на четыре группы.

Слайд №16.

Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты называются струнные, т. к. звук у них извлекают при помощи удара по струнам.

Слайд №17.

Вторая группа - это духовые музыкальные инструменты. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путём выдувания из них воздуха. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

* К деревянным духовым инструментам относятся - флейта, кларнет, фагот, гобой.

Слайд №18-21.

* К медным духовым инструментам относятся - валторна, труба, тромбон и туба.

Слайд №22- 25.

К третьей группе относятся ударные инструменты.

Слайд №26.

Это - барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны.

Слайд №27

.

В четвёртую группу входят рояль, арфа и челеста. Они являются особенными инструментами.

Слайд №28.

А вот полная картинка расположения инструментов оркестра.

Звучит фон настройки оркестра.

Музыкальный руководитель: Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Наконец инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, таким образом, разогревая руки.

Но вот музыканты замолкают, и.

Кто не вежливый такой. Повернулся к нам спиной.

Стал размахивать руками. Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку. Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор. Знаем это? Дирижёр!

Слайд №29.

Все приветствуют входящего на сцену Дирижёра - руководителя оркестра.

Он идёт из глубины сцены. Через весь оркестр. В этом тоже есть особый смысл. Я не откуда-то со стороны, как бы говорит дирижёр, я выхожу к вам из глубины оркестра, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов. Вот дирижёр повернулся лицом к оркестру и поднял дирижёрскую палочку. Напряжённая тишина воцарилась в зале. Мгновение - взмах руки дирижёра и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижёр посылает оркестру свою волю, своё настроение. Этим движением он «включает» музыку. Даже если дирижёр приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижёры, понятен всем музыкантам мира.

Ребята, может кто-нибудь из вас знает известных дирижёров мира? Ответы детей.

Давайте посмотрим на выдающихся русских дирижёров.

Слайд №30-33.

Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижёр знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру и следит за правильностью исполнения каждой партии.

Ребята, кто знает, что такое партитура? Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

Слайд №34.

Это такой сборник нот, где расписаны все партии.

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижёра. Вы спросите: «А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?» Нет, это не так. Когда Маэстро (дирижёр) смотрит на музыкантов, они чувствуют его взглядом, хотя и смотрят в ноты. И оказывается, дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом (мимикой).

Как вы думаете? А без дирижёра оркестр сможет играть? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Оркестр - это инструмент, а дирижёр на нём играет, как и все музыканты на своих инструментах. Дирижёр показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, где быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает всё так, как хочет дирижёр.

А мы с вами сейчас посмотрим видео, где показана работа разных дирижёров.

Просмотр видео «Марш Радецкого» Штраус - отец.

Музыкальный руководитель: Попробуем и мы с вами примерить фрак дирижёра?

Слайд №35.

Проводится игра «Примерим фрак дирижёра». Исполняется «Полька - пиццикато» И. Штраус.

Раздают ученикам разные инструменты, и выбирают дирижёра. Звучит фонограмма, дети играют на инструментах, управляет «оркестром» «дирижёр», по очереди.

Музыкальный руководитель: Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижёром. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

Вопросы для закрепления материала.

1. Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

2. Дирижёр - это руководитель оркестра.

3. Концертмейстер - самый главный музыкант оркестра.

4. Партитура - это сборник нот.

Творческое задание.

Музыкальный руководитель:

Слайд №36.

Ребята я приготовила для вас музыкальные раскраски.

Музыкальный руководитель раздаёт детям раскраски.

Музыкальный руководитель: Любите музыку, и ваша жизнь наполнится счастьем. И тот, кто с песней по жизни шагает. Тот никогда и нигде не пропадёт.

А я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Под музыку дети уходят из зала.

Публикации по теме:

«Волшебная палочка Деда Мороза». Новогодний праздник для подготовительной группы Действующие лица: Взрослые: Ведущая Дед Мороз – (мешок, мешок с подарками сани, волшебная палочка, игрушка Бармалей, игрушка зайчик, игрушка.

Конспект проведения культурной практики в форме театрализованной деятельности в старшей группе «Волшебная Вода» Цель: способствовать формированию у детей бережного отношения к природным ресурсам – воде. Задачи: - расширить знания детей о воде на примере.

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Волшебная радуга» Цель: расширять и систематизировать представления детей о природном явлении радуга. Задачи: познакомить с «Чудесным экраном», развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Волшебная ниточка» Цель: формирование интереса к народно-прикладному искусству, к окружающему миру людей, животных, предметов быта, необходимых человеку, ценностное.

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Волшебная птица» Задачи: Обучающая: учить детей лепить птицу, используя знакомые приемы лепки: примазывание, скатывание, отщипывание, расплющивание. Развивающая:.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Волшебная страна-математика» Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Волшебная страна-математика». Задачи. Образовательные: закрепить цифры, навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Учитель-логопед Назмутдинова Л. Б. Цели: Поддерживать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №2 «Волшебная страна сказок» 1. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать окончание сказки (продолжение сюжета, воображаемые действующие лица). Опираясь на тему,.

Конспект занятия в младшей группе «Волшебная вода» Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Вода и ее значение для детей» Программные задачи:.

Конспект занятия в средней группе «Волшебная табличка» Тема: «Волшебная табличка» Цель: 1. Закрепить приметы времен года: зимы и весны; учить узнавать их по мнемотаблицам. 2. Учить ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебная палочка дирижёра». Конспект занятия в старшей группе
Опубликовано: 11 июня 2017 в 11:54
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД