Приложение МААМ

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста

Анна Татьянич
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание гражданственности и патриотизма.

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Публикация «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

А как воспитать в ребенке такое сложное многообразное чувство как любовь к Родине? Естественно на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т. е. на ту местность, где человек родился и живет.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду;

-- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-- формирование элементарных знаний о правах человека;

-- расширение представлений о городах России;

-- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому необходимо начинать работу с воспитания привязанности ребенка к своей семье. На занятии по теме «Моя семья» рассматривали, принесенные детьми фотографии родных и близких. Дети с удовольствием и гордостью знакомили своих друзей со своими близкими. Рассказывали о том, где работают мама и папа, чем заняты бабушка и дедушка, о том как они помогают им. Отгадывали загадки о семье. В свободное от занятий время играли в игру: «Где чей малыш?». Дети с удовольствием рисовали членов своей семьи, свой дом. В вечернее время играли в сюжетно- ролевые игры «Дом», «Семья». Прикосновения к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции, заставило сопереживать.

Следующим этапом нашей работы становится знакомство с детским садом. Проводили экскурсии по детскому саду, знакомились с трудом сотрудников детского сада. Беседовали о важности труда сотрудников детского сада. На занятии по развитию речи беседовали на тему «Кто твой лучший друг в детском саду», «Каким бы ты хотел видеть детский сад?».Свои впечатления дети отражали в лепке, конструировании, в играх «Мой детский сад», «Мы гуляем на участке».

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Целью занятия «Гуково мой родной город» было знакомство с родным город, его историческим прошлым и настоящим, воспитания чувства уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

На экскурсии по городу познакомились с памятными местами нашего района: «Площадь победы», «Музыкальная школа», «Дворец культуры». Оформили альбом с фотографиями о городе. Нарисовали рисунки для выставки «Мое любимое место в городе». Семья Загораевых подготовила

информационный проект «Расти и расцветай любимый город». Была представлена презентация воспитанника подготовительной группы Демчишина Гриши и его мамы Демчишиной О. А. на тему: «Мой город».

Одним из ярких мероприятий была экскурсия музей «Шахтерской славы». Дети познакомились с природой Донского края, его флорой и фауной, изумительным миром природы. Посетили экспозицию, посвященную труду шахтеров, которая произвела на детей сильное впечатлением.

Запоминающимся мероприятием стала для детей встреча с почетным гражданином г. Гуково, поэтом, писателям, композитором Гончаровым Борисом Владимировичем и его творческой группой. Были приглашены и гости – ученики второго класса школы №23 и преподаватель Стурчак Виктория Викторовна. Многие из этих учеников – бывшие выпускники нашего детского сада, которых мы были рады видеть в нашем зале.

Дети с интересом и вниманием слушали рассказ- воспоминание о годах детства Бориса Владимировича. Затем выступила агитбригада «Юный краевед детского сада». Дети читали стихи о родном городе, пели песни, исполнили танец «Росиночка-Россия».

Затем состоялся концерт творческой группы под руководством Бутылкина С. М. Были исполнены песни на слова и музыку Гончарова Б. В. В конце встречи дети подарили сувениры, сделанные своими руками. Гончаров Борис Владимирович вручил детям и коллективу детского сада авторские сборники стихов и песен о родном городе.

Была создана фото- выставка «Я и мой город». В создании выставки приняли участие дети и родители подготовительной группы.

Особую значимость имеет ознакомление с темой: «Защитники Отечества». В месте с детьми рассматривали иллюстрации о родах войск, разучивали песни, стихи об армии, о папе. Готовили сувениры и поздравительные открытки для пап и дедушек. К дню праздника «Защитники отечества» подготовили стенд с фотографиями пап и дедушек в период службы в армии. Дети с гордость рассказывали о своих папах и дедушках, об их службе в армии. Была организованна конкурс игра с папами на лучшую команду между группами. Дети состязались в силе и выносливости в игре «Полоса препятствий», конкурс «Меткие стрелки», «Чей самолет дальше улетит» и т. д. В гости к детям пришли юные солдаты клуба «Русич». Они показали детям как они готовятся быть защитниками своей страны. По окончанию праздника дети вручили гостям сувениры.

День Победы это особый праздник. Подготовка к нему началась намного раньше. С детьми проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Читали рассказ «Медсестра», рассматривали репродукцию картины «Медсестричка». Была организованна экскурсия на площадь Победы к Вечному огню. Дети возложили цветы к памятнику, почтили память погибших за Родину минутой молчания. Никто из детей не остался равнодушным. Дети рассмотрели и прочли несколько фамилий на плитах. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь», дети еще долго делились впечатлениями.

В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно - ролевую игру «В космос». Прослушали стихи, рассказы.

На занятиях знакомились с гербом, флагом и гимном России. Дети узнали что герб- символ России, он устанавливается на границе, на пограничных столбах и местах, предназначенных для проезда, на территорию нашей страны. Гости, туристы приезжающие из других государств, видят герб- двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе России. Рассмотрели с детьми современные российские монеты. Познакомили детей с символическим значением цветов российского флага.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К. Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка.

Публикации по теме:

Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого,.

Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма посредством использования электронных и образовательных ресурсов В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в дошкольном возрасте очень.

Консультация «Воспитание патриотизма у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание патриотизма у детей младшего дошкольного возраста» Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери,отцу,бабушке,дедушке,детскому саду. Это корни,которые.

«Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста)«Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста) "Богатыри земли русской" Любовь Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал.

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. Татьянич Анна Николаевна Воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ №16 «Росинка». г. Гуково Ростовской обл. Воспитание гражданственности.

Воспитание патриотизма и гражданственности, через ознакомление детей со знаменитыми людьми России В 2013 году утвержден новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является.

Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы). У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются и расширяются представления об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июня 2017 в 20:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Татьянич (УИ 290812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД