Тамара Ахполова
Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь!» М. Пляцковский.
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения жизни на земле. Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…». Наши дети – это наше будущее. Их духовное здоровье является качественно важной социальной ценностью каждой нации, поэтому неблагоприятные сдвиги в состоянии нравственного здоровья подрастающих поколений следует признать ведущим индикатором экологического риска. В духовной жизни общества велика роль природы. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Познание природных тайн, общение с ней облагораживает человека, делает его более чутким. Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование основ экологической культуры.
Публикация «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. Сухомлинский писал: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». Экологическое воспитание дошкольников без “ воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка зажигает в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это рождает красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: «Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи? Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот». Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь, требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Музыка волн, музыка ветра… Музыка природы. Человек, созерцая красоты окружающего мира, понимает – это искусство, ни с чем несравнимое. Поэтому, только зародившись, как понятие, экология стала неразрывно связанной с творчеством. Я поставила перед собой цель: посредством музыки сформировать представления детей о том, что человек – часть природы, ее друг и защитник; научить детей жить в согласии с природой, следуя девизу «не навреди»; учить проявлять любовь к природе. Считаю, что важно самим педагогам проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. Как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия, сохраняются на долго, поэтому при проведении занятий экологической направленности необходимо добиваться эмоционально – личностного восприятия родной природы. И, как правило, живой интерес дети проявляют к увиденному, прочитанному, услышаному о природе.
Что же могут музыкальная образовательная деятельность, музыка, в экологическом воспитании? С первой встречи с детьми, играя простейшие попевки (народные песни «Петушок», «Зайка серенький сидит», «Маленькая птичка» и многие другие, можно рассказывать и о зайчике, и о кукушке, и о лесе, и об Але-нушке, которая глядится в ручеек. Слушая произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. Вивальди, перед детьми возникают музыкальные пейзажи, зарисовки, сказочные деревья, птицы. Вызванные ими чувства и мысли человека – вот что воспитывает, обучает и развивает душу. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства, в частности музыки, весьма актуальна.
Использование на занятиях по экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир интеграции музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького чело-века, который однажды вырастет, и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль : «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать, соблюдать законы природы, поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание, направленное на формирование человека – гражданина своей страны, малой Родины.
Закрепили знания детей о бережном отношении к природе развлечением.