Воспитание правильной и чистой речи у детей

Ирина Баринова
Воспитание правильной и чистой речи у детей

Консультация для воспитателей

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка- одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре, и наоборот, ребенок с неясной, плохо развитой речью испытывает массу неудобств и огорчений при рассказывании на занятиях, утренниках. А нередко и товарищи смеются над его неправильной речью. Все это не только задерживает развитие речи, но и отрицательно влияет на характер ребенка: он становится замкнутым, раздражительным, обидчивым, а нередко и шалуном, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты рассказыванием или словесными играми.

В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика и обострение контакта с коллективом. Иногда речевые нарушения ведут к умственному отставанию ребенка.

Чтобы разобраться в отклонениях от правильного произношения звуков, нужно знать механизм речи и закономерности развития речи детей. Механизм речи очень сложен, он состоит из двух отделов: кора головного мозга (главный аппарат речи) и периферический речевой аппарат. В коре головного мозга находятся 3 центра речи: слуховой, двигательный, зрительный.

Слуховой центр находится в левой височной части, он обеспечивает понимание речи. Разрушения центра слуха ведет к утрачиванию способности слышать, понимать и говорить. Поражается устная и письменная речь.

Двигательный центр расположен в нижней лобной части головного мозга. Разрушение этого центра ведет к потере способности произносить слова, хотя человек их понимает.

Зрительный центр обеспечивает возможность воспринимать движения органов артикуляционного аппарата и письменные обозначения звуков.

Периферический речевой аппарат состоит из нескольких отделов: дыхательный аппарат (грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей, диафрагма и дыхательные мышцы, голосовой отдел (гортань с голосовыми связками) и артикуляционный отдел (язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, основным органом артикуляции является язык.

У детей дошкольного возраста речевые возможности малы, ограничены из-за неразвитости, возрастного несовершенства как коры головного мозга, так и периферического аппарата.

Поэтому речевые нарушения у детей до 4-5 лет чаще всего носят физиологический (возрастной) характер. Принято считать, что если звуковая сторона речи у ребенка до 5-6 лет не сформирована, то налицо? Или педагогическая запущенность или патология.

Воспитатель должен не только точно знать разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей и задачи каждого возрастного периода, но и владеть методикой воспитания правильного произношения. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием словаря, связной, грамматически правильной речи.

Рассмотрим содержание и методику работы по некоторым разделам звуковой культуры речи, а именно:

1. Воспитание речевого слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Развитие голоса.

5. Формирование правильного произношения звуков родного языка.

Воспитание речевого слуха.

Речевой слух ребенка- понятие широкое. Оно включает в себя:

1. Способность к слуховому вниманию.

2. Способность к восприятию и осознанию звуков речи.

3. Фонематический слух- умение различать все звуки родного языка – различать смысл слов, близких по звучанию (удочка-уточка). При овладении грамотой у ребенка возникает новая, высшая степень фонематического слуха -фонематическое восприятие, т. е. способность установить, какие звуки слышны в слове, определить их порядок следования и количество.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах для этой цели широко используются музыкальные инструменты, озвученные игрушки. Проводятся игры: «Солнышко и дождик», «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?».

В старших группах следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в игры – упражнения: «Кто больше услышит», «О чем говорит комната, улица, детский сад…», «Скажи, что ты слышишь?»

Для развития собственно речевого слуха, т. е. умения воспринимать и осознавать звуки речи проводятся игры: «Угадай, чей голосок?», «Кто внимательный», «Запомни слова» и др.

В младших группах игры на развитие речевого слуха проводятся, как правило, с наглядным материалом, в старших – больше проводится словесных игр, игр с усложнением, например:

1. Роль ведущего поручается ребенку;

2. Для отгадывания предлагаются слова, близкие по звучанию (сок-сук, сложные по слоговой структуре (аквариум, телеграмма, и т. п.)

3. Усложняются правила, т. е. ребенок не только отгадывает, кто позвал, но и как позвал (громко, тихо, медленно, ласково и т. п.

Развитие фонематического слуха и его высшей ступени – фонематического восприятия –умение очень сложное и данные исследований показывают, что еще задолго до обучения грамоте детей целесообразно учить вслушиваться в речь, знакомить со звучащим словом, развивать интерес к словам к их строению. Но начинать эту работу надо в старшей группе.

Для выделения слова из общего потока полезно добавлять слово к стихотворной строке, использовать так называемые загадки- добавлялки:

«Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось (мыло).

«Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую (лису).

Можно использовать для этой цели словарные упражнения: подбор слов-эпитетов, слов-действий, слов-обобщений.

Воспитатель знакомит детей со звуками, показывает, что слова состоят из звуков, которые располагаются по порядку, что замена одного звука другим вызывает изменение всего слова (кот-кит, мышка-мишка).

Можно использовать следующие игры: «Где звук?», «Поймай рыбку»,

«Телеграф», «Слова –перевертыши» (зако -коза, мод –дом) и т. д.

Развитие артикуляционной моторики.

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять и развивать мышцы губ, щек, языка, подвижность челюсти. От того, насколько движения этих мышц точны, сильны и активны, зависит чистота, четкость произношения звуков и слов.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата нужны так же, как общая гимнастика для нормального развития организма, и они должны проводится со всеми детьми, причем в системе.

Развитие дыхания

Различают два вида дыхания: физиологическое и речевое. Внеречевое дыхание характеризуется тем, что выдох по времени равен вдоху, они следуют друг за другом, автоматически.

При речевом дыхании вдох производится быстро, а выдох постепенно, отдельными толчками. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинной фразы. Часто они не договаривают слова и в конце фразы произносят их на шёпоте; нарушается плавность речи, дети говорят нечётко. Как бы захлёбываясь.

Задача воспитателя научить ребёнка правильно дышать в процессе речи. Нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка (младшая группа фразы в 2-3 слова, старшая группа 3-5 слов)

Для работы над речевым дыханием могут быть использованы гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос», игровые упражнения (поддувание бумажных птичек, шариков, снежинок…., игра на музыкальных духовых инструментах, игры с надувными и плавающими.

Развитие голоса

Голос человека характеризуется различными качествами, он имеет высоту, силу, тембр. Различные заболевания верхних дыхательных путей способствуют возникновению голосовых нарушений. Причинами нарушения голоса могут служить:

1. Перенапряжение голосовых связок, вызываемое громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице;

2. Неправильное воспитание, когда окружающие говорят на повышенных тонах;

3. Вынужденное использование детьми громкого напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, шум в группе).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы приучать детей говорить без напряжения, в зависимости от ситуации то тихо, то громко, модулировать его по высоте.

В младших группах воспитатель использует для этого повседневную жизнь, объясняет, почему нельзя говорить громко, кричать, своим примером подтверждает это.

В старших группах используется для развития гибкости голоса различные тренировочные упражнения (скороговорки, игры, инсценировки художественных произведений «Три медведя», «Колобок»).

Формирование правильного произношения звуков родного языка

Правильное произношение звуков могут быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развита подвижность артикуляционного аппарата, хорошо развит фонематический слух и речевое дыхание, если ребенок владеет своим голосом.

Публикации по теме:

«Ванюша в гостях у ребят». Конспект занятия для детей 5–6 лет с ОНР по формированию грамматически правильной речи Цель: упражнение детей в употреблении формы единственного числа имён существительных в творительном падеже Коррекционно - развивающие задачи:.

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного.

Мастер-класс «Привитие навыков правильной речи у детей» Уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Привитие навыков правильной речи у детей». Цель моего мастер-класса.

Праздник правильной речи для детей логопедических группПраздник правильной речи для детей логопедических групп Данный праздник проводится в мае, в конце учебного года. На праздник приглашаются родители детей, посещавших логопедические занятия, а также.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики» Проект на тему: «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики». Выполнила: Ахбулатова Элина Мурадовна,.

Развитие правильной речи у дошкольников Занимаясь с нашими детьми по этой теме, даем им знания: о названиях диких животных; об их внешнем виде и отличительных особенностях; о том,.

Речевое развлечение для детей 5–7 лет «Праздник правильной речи» Муниципальное учреждение «Психолого-социальный центр системы образования «Надежда». Речевое развлечение. «Праздник правильной.

Сценарий праздника чистой речи в старшей логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа» Сценарий праздника чистой речи в логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа» Вед. : Вот и встретились опять В нашем.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Воспитание правильной и чистой речи у детей
Опубликовано: 13 марта 2018 в 09:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла». Старшая группа
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт занятия «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...