Лучший педагог года

Консультация «Воспитание сказкой»

Елена Жукова
Консультация «Воспитание сказкой»

Воспитание сказкой

Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребё нка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребёнку, чем категоричное «Нельзя!».

Публикация «Консультация „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

Но для того, чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребёнку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла – в таком нежном возрасте ребёнка вряд ли заинтересует сказка.

К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции – повтора. «Бабка за дедку, дедка за репку…». Так ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам : «Красная Шапочка», «Три поросёнка». В этом возрасте ребёнку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребёнку слишком сложным, в нём много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию.

В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребёнка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребёнок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребёнок мог бы себя ассоциировать. В этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребёнка – в противном случае ребёнок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным. Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания.

Для воспитания ребёнка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко видны, кто хороший, а кто – плохой. Ребёнок ещё не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. – ребёнок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным. Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные – книги Астрид Линдгрен, Памелы Трэверс.

Да мало ли хороших детских книг! Ребёнок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так…». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребёнку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребёнок чётко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только подобрать правильно сказку, но и правильно её преподать: немного обсудить с ребёнком сказку, чтобы он смог понять её мораль. Только не навязывать её ребёнку, а позволить ему самому сделать выводы.

Хороший приём – придумать вместе с ребёнком сказку, в которой он будет главным героем. И фантазию разовьёте, и воспитательный эффект присутствует.

Воспитание сказкой – не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи и логопеды активно применяют сказкотерапию для детей, для решения для решения психологических и речевых проблем.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для родителей «Воспитание достойного человека»Консультация для родителей «Воспитание достойного человека» В ребячьей душе все хрустально – тонко Разрушим – вовек не соберем. Эдуард Асадов В век технического прогресса произошли качественные прыжки,.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у детей» Как научить быть ребенка усидчивым? Этот вопрос волнует многих родителей. Неусидчивый ребенок зачастую много хлопот доставляет своим родителям.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 13:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД