Елизавета Энгелько
Воспитание умственной активности старших дошкольников на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира!»
Поэтому, одной из главных целей курса развития речи – развитие умения говорить и слушать, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя его речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка.
Публикация «Воспитание умственной активности старших дошкольников на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому необходимо знакомить детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы. Это происходит на занятиях по развитию речи (в частности). Средством для этого служит знакомство с элементарной целостной картиной мира, т. е. при минимуме знаний можно сделать ребёнка сознательным участником жизни. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к воспитанию умственной активности на развитии речи. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.
Цели и задачи курса развития речи определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, т. к. для детей игра – ведущая форма деятельности. При таком подходе воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше его рассказов – это очень важный принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие к умственной активности, воспитатель руководит деятельностью ребёнка, заставляет его самостоятельно думать, открывать окружающий мир и его закономерности.
Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.
Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень умственного развития ребёнка : с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой соответствовать его уровню развития. Не следует давать сложных вопросов, вопросы должны быть посильны.
Речевые возможности старших дошкольников значительно шире, чем принято считать. Большая роль на занятиях отводится играм со словами входе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения. Это игры: «Один - много», «скажи со словом «Много», «Скажи ласково», «Доскажи словечко», и др. Две первые игры сходные по формулировке, направлены на развитие разных умений : образование формы множественного числа имён существительных и формы родительного падежа множественного числа. Первоначально при введении игр со словами они должны сопровождаться более подробным комментарием. Постепенно, когда дети освоят все виды этих игр, достаточно просто объявить название игры. Необходимо в построении каждого занятия максимально учитывать и использовать жизненный и речевой опыт каждого ребёнка.
На занятиях по развитию речи необходимо использовать и дополнительный наглядный материал. Например при изучении тем : «Осень», «Деревья», «Плоды и семена» - собранные детьми листья и плоды деревьев; при изучении темы «Одежда» - кусочки тканей, которые дети могли бы подержать в руках. Для работы над составлением загадок – описаний желательно подготовить набор предметов, различающихся на ощупь (гладкий, шершавый, бархатистый, пушистый) и при сжатии (твёрдый, мягкий, упругий, хрустящий). Однако, на следует перенасыщать занятие наглядностью, чтобы не тормозить процесс перехода детей от наглядного мышления к наглядно – образному.