Получи документы

Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта

Лариса Константинова
Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта

«Родина для каждого из нас начинается с мамы».

Ю. Яковлев

В современных условиях глобализации, интеграции языков и культур, мировых военных действий, организация патриотического воспитания встает на первую ступень государственной значимости.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны. Полученные в детстве знания, пережитые глубокие эмоции и впечатления, формируют у ребенка такие черты характера, которые остаются с ним на всю жизнь.

Публикация «Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта» размещена в разделах

Возникает вопрос, доступны ли детям первые чувства патриотизма? Дошкольникам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Именно в семье у ребенка формируются привычки, жизненные принципы, усваиваются моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. От того, как строятся отношения в семье, какие интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В настоящее время, в обществе обострены политические, социально-экономические, национальные противоречия. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

К общему сожалению, в патриотическом воспитании детей в условиях семьи заметны следующие недостатки:

1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей;

2) равнодушное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к пожилым людям, к охране природы, памятников истории и культуры, к благоустройству своих дворов, городов;

3) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.

Решение проблем воспитания основ патриотизма требует новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. А без вовлечения родителей в эту деятельность, проблему решить невозможно.

Чтобы достигнуть определенного результата, в нашей группе мы используем нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Эти методы не должны казаться ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, сказаний, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Чтобы поддержать такой интерес у детей к своей генеалогии, к прошлому своей семьи в нашей группе реализован проект «Семейное древо». Этот проект может быть осуществлен только с включением родителей. И это очевидно: только сообща, в семье можно собрать материал про своих родных. Родители из пассивных участников, становятся активно действующими участниками. В ходе проектной деятельности наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети и родители становятся друг для друга интересными партнерами по совместной деятельности.

Необходимо отметить, что в нашей группе есть дети, испытывающие трудности в освоении образовательной программы. Их семьи также включаются в проектную деятельность, так как она является одной из перспективных технологий и связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением. Сотрудничество позволяет нашим родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей. Как правило, эти воспитанники тоже хотят презентовать свою семью, рассказать про братьев и сестер, бабушек и дедушек. Это им близко и интересно. Привлечение семей к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Добровольность участия каждой семьи — обязательное требование и условие данного проекта. Родители, могут не сразу включатся в работу, но пример остальных, захватывает и втягивает в процесс исследования. Помогают и грамотные своевременные советы, консультации по сбору информации и оформлению генеалогического древа. Мои личные рассказы по поиску информации о родственниках, которые были репрессированы в период гонений, о заслугах моего деда во время ВОВ, о трудностях послевоенной жизни, все это послужило стимулом для родителей моих воспитанников.

Сбор информации начинается с опроса родственников, бабушек, дедушек и позволяет накопить первоначальные сведения, на которых строится фундамент будущего исследования. ФИО, места жительства, даты рождения – эту и другую важную информацию в пределах двух-трех поколений можно узнать, фактически не выходя из дома. Тем более что сейчас нет проблем со связью. Ценность таких воспоминаний заключается и в том, что зачастую только ваши родные могут назвать факты, отсутствующие в официальных документах: привычки, внешний вид и отличительные черты характера того или иного предка.

Однако чтобы составить объективную картину генеалогии своего рода, недостаточно ограничиться лишь устными сведениями своих родных. Следующим шагом становится анализ семейного архива. Можно найти и изучить письма, дневники, старинные фотографии, различные свидетельства (о браке, рождении и смерти, трудовые книжки, военные билеты, удостоверения. Особое внимание стоит уделять документам из ЗАГСов. Нередко такие семейные бумаги и свидетельства прошлого сложены в коробки и отправлены пылиться на дальнюю полку – тогда как при тщательном рассмотрении они могут дать информацию о том, кем были и какую жизнь вели ваши предшественники.

Учитывая особенности развития детей испытывающий трудности в освоении образовательной программы, я всегда применяю дифференцированный подход, с учетом индивидуальных возможностей. При правильном выборе и постановке задач для осуществления проектной деятельности, все дети достойно представляют её результат. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий доступных дошкольнику.

Благодаря работе над проектом «Семейное древо», еще крепче закрепились доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми, раскрылись творческие способности родителей. Самым ярким и зрелищным всегда является последний этап проектной деятельности – защита, презентация.

Все участники получили положительные эмоции. В процессе презентации проекта, дети с интересом рассказывали о своей семье, виден интерес детей к истории семьи. Проведенная работа способствовала укреплению эмоционального контакта между родителями, детьми и старшим поколением.

В настоящее время метод проектов является уникальным средством сотрудничества, когда родители совместно с детьми находят материал и выполнят общую работу, защищая ее потом на общем мероприятий. Представляя свои работы ребенок испытывает гордость, закрепляется положительный эффект от совместной деятельности и подается пример другим участникам.

Система работы по патриотическому воспитанию детей в нашей группе организуется с младшего дошкольного возраста. Нами реализовывались различные проекты. Эти проекты также направлены на патриотическое воспитание дошкольников.

II младшая группа: «Мамочка любимая моя», «Наша добрая матрешка», «Моя любимая игрушка».

Средняя группа: «Двор, в котором я живу», «Зимние забавы», «Мой папа – защитник», «Масленица», «Встреча Жаворонков».

Старшая группа: «Мой город Нефтеюганск», «Дай лапу, друг» «День защитника Отечества», «Красная книга Югры», «Космос», «День Победы», «Многонациональная Россия».

Подготовительная группа: «С чего начинается Родина, «Семейное древо», «Мое имя», «Коляда пришла», «Народные промыслы России», «Я помню, я горжусь!», «Наша Армия», «День России».

Совместная деятельность ДОУ с семьей, через проектную деятельность, положительно влияет на воспитательный процесс. Родители и дети из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками образовательного процесса. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Таким образом, работа с родителями являются на сегодня одной из актуальных проблем модернизации системы дошкольного воспитания и образования. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, статус, категорию семей, а главную ведущую роль в этом должен занять педагог.

Прикреплённые файлы:

konstantinova-l-v_p0he2.pptx | 12606,69 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 11:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД