МААМ-картинки

Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»

Юлия Микадзе
Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»

Название: «Вселенная в алфавитном порядке»

Форма: урок-игра с использованием презентации.

Дата и время проведения: ___

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: х. Болгов, ул. Красная, 58, Болговская сельская библиотека – филиал

С кем совместно проводится мероприятие: с МБОУ СОШ № 24 имени Н. И. Остапенко.

Организаторы: Болговская сельская библиотека – филиал.

Цель мероприятия:

1. Развитие навыков работы учащихся со справочным фондом библиотеки;

Публикация «Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет „Вселенная в алфавитном порядке“» размещена в разделах

2. Научить учащихся самостоятельно добывать информацию в справочной литературе.

Задачи:

1. Развить читательский интерес учащихся.

2. Расширить знания школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках;

3. Развить самостоятельные навыки пользования справочной литературой;

4. Воспитать чувство ответственности за сохранность справочной литературы - ценной части библиотечного фонда, чувство уважения к книге.

Участники: дети в возрасте от 15 до 17 лет.

Оборудование:

• тематическая книжная выставка «Что такое? Кто такой?»;

• мультимедийная презентация «Вселенная в алфавитном порядке»;

• компьютер;

• карточки для работы со справочной литературой;

• комплекты словарей, справочников и энциклопедий.

Ход урока:

(Слайд №1) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас библиотечный урок. Я расскажу вам, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как, ими пользоваться.

(Слайд №2) Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Впервые собрать все знания были предприняты еще в Древнем Египте около 3 тысяч лет назад. Величайшей энциклопедией была «Летопись весны и осени господина Лю», законченная в 239 г. до н. э. Её создатель Люй Бувэй был настолько уверен в том, что собрал всю сумму человеческих знаний, что предложил награду в 1 кг золота любому, кто добавит или опротестует хотя бы одно слово в энциклопедии.

(Слайд №3) Предлагаю начать наше знакомство со справочной литературой.

Энциклопедия и Словарь - два слова, которые часто путают, когда дело касается их использования и значений. Энциклопедия - это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания. Энциклопедию можно назвать информационным банком. С другой стороны, словарь - это собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно в алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык. Французский писатель Анатоль Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». В свою очередь, информация в справочнике дается в сжатом виде – в виде справки научного, производственного или прикладного характера. Можно сказать, что справочник – младший брат энциклопедии и словаря.

Современные словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические описывают мир и объясняют явления, понятия, приводят интересные факты про страны и города, рассказывают о выдающихся событиях и людях. Лингвистические объясняют слова и их значения (например, толковые, переводные словари).

(Слайд №4) Давайте рассмотрим самые известные словари и энциклопедии России.

Первым русским словарём принято считать Азбуковник, помещённый в списке «Кормчей книги» и содержащий 174 слова.

Первый энциклопедический труд в России следует считать «Словарь иноземных слов» в «Кормчей книге» новгородского епископа Климента, который дошел до нас в списках.

В 1813 году впервые вышел «Словарь российской орфографии или правописания».

(Слайд №5) С 1863 по 1866 годы вышло первое четырехтомное издание «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь создавался с 1819 года Владимиром Ивановичем Далем. За это произведение в 1863 году он был награждён Ломоносовской премией Академии наук и удостоен звания почётного академика. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Естественно, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

(Слайд №6) Не менее известны в наше время:

«Толковый словарь русского языка» четырёхтомное издание (1935—1940) под редакцией Д. Н. Ушакова;

«Словарь русского языка» (1949) С. И. Ожегова;

Первая энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1969 году в двух томах. Её название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль.

«Большой толковый словарь русского языка» (1998) под редакцией С. А. Кузнецова;

Главной универсальной энциклопедией на долгие годы стала «Большая советская энциклопедия» (БСЭ) (66 томов) (1926—1947 гг);

«Большая российская энциклопедия» (2004- 2017 гг)

Давайте познакомимся со словарями и энциклопедиями, которые есть в нашей библиотеке (выставка «Что такое? Кто такой?») :

1. Орфографический словарь. Орфографический словарь подскажет правильное написание слов и верно ли поставлено ударение.

2. Словарь иностранных слов. Толкует слова, пришедшие к нам из других языков.

3. Толковый словарь. Поможет дать толкование и разъяснение значения непонятных слов.

4. Словарь русских пословиц и поговорок. Поможет правильно дать толкование пословицам и поговоркам.

5. Большая советская энциклопедия. Это верный путеводитель по всем областям знаний человека.

6. Советский энциклопедический словарь. Описывает мир и объясняет явления, понятия, рассказывает о выдающихся событиях и людях.

7. Большая энциклопедия народной медицины. Содержит множество рецептов, советов и рекомендаций, методики различных древних и современных оздоровительных и национальных медицинских школ, а так же разнообразные способы лечения.

8. и др.

(Слайд №7) Теперь мы знаем, что словари и энциклопедии отличаются друг от друга по объему, количеству слов и если знать секреты этих книг, то можно уменьшить время поиска.

Первый секрет заключается в том, что наверху каждой страницы словаря есть подсказка для беглого просмотра: это может быть слог или слово. (На примере энциклопедического словаря (страница 263) вверху страницы указывается слово или слог, в нашем случае «ВЭЙХ - ГАБА», это означает, что на этой странице заканчиваются слова на букву «В» и начинаются слова на букву «Г»).

Второй секрет словаря заключается в том, что все слова расположены строго в алфавитном порядке. Поэтому сначала слова ищут по первой букве.

(Слайд №8) Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам энциклопедий. Для начала разделимся на 4 команды.

На слайде вы видите карточки под номерами 1, 2, 3 и 4. Возле каждого номера спрятано слово, которое вам необходимо найти в «Большой советской энциклопедии».

Предлагаю командам посоветоваться и выбрать номер карточки.

Карточка №1 - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Карточка №2 - СЛОВАРЬ

Карточка №3 - СПРАВОЧНИК

Карточка №4 - АЗБУКА

(Слайд №9) Молодцы! Все хорошо справились со своим заданием. А теперь давайте найдем слово «Справочник» в «Большом энциклопедическом словаре»

"СПРАВОЧНИК, издание, содержащее краткие сведения научного, общественно-политического, прикладного или бытового характера".

и сравним его с описанием в «Большой советской энциклопедии».

"СПРАВОЧНИК, издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д., удобном для их быстрого отыскания. Многие С. снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.). См. также Справочная литература"

Теперь мы видим разницу словаря и энциклопедии.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

(Слайд №10) И хочу закончить наш урок словами Льва Кассиля: «Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса и пусть эти книги будут вашими кораблями в безбрежном океане знаний».

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровая ситуация с использованием игры презентации «Бусы для куклы Кати» для 1 младшей группы Игровая ситуация с использованием игры презентации «Бусы для куклы Кати» для 1 младшей группы. Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» Д/С №1.

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект беседы «Пума» с использованием озвученной презентации Беседа о пуме. Цель: дать детям представление о многообразии представителей дикой природы нашей планеты. Материал к занятию: озвученная презентация.

Конспект НОД с использованием презентации-игры «Определи музыкальный инструмент» Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих.

Конспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развитияКонспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развития Конспект открытого урока по предмету воспитанность, на тему "Обида" для учащихся 4-9 классов (с ЛУО и УУО). Тема: Обида Дата: 22.11.21.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект урока для учащихся начальной школы «Математическое путешествие на остров Знаний» Математическое путешествие на остров Знаний Цели: • Формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом ситуации, сопоставлением.

Конспект занятия с использованием мультимедийной презентации «Что в лукошке?»Конспект занятия с использованием мультимедийной презентации «Что в лукошке?» - Ребята, у нас в гостях Ежик. Мы рады, его приходу. Еж: Сейчас я загадаю загадку, и вы поймете, о чем мы с вами будем говорить: Хороводами.

Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (Г, Д, Ж)Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (Г, Д, Ж) Геолог Путь его тяжёл и долог, ищет залежи. Доктор. а) Что? Поганки? Неужели? Но поганки захотели стать полезными грибами и пришли.

Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядкеЗагадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (А, Б, В, Г) Альпинист. Кто по круче чуть заметно к туче, К туче метр за метром поднимается с трудом – На спине несет свой дом? Адвокат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»
Опубликовано: 20 мая 2022 в 15:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД