Лучший педагог года

Выявление и система работ с одаренными детьми в ДОУ

Елена Бортникова
Выявление и система работ с одаренными детьми в ДОУ

В современном обществе возрастает потребность в людях, которые необычайно мыслят, креативны, активны, способны решать нестандартные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь - это будущая национальная элита. Как учитель, я придаю большое значение процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей, потому что обучение одаренных детей сегодня - это модель для обучения всех детей завтра.

Публикация «Выявление и система работ с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах

Работа с одаренными и способными детьми - один из важнейших аспектов моей работы в группе. В моей группе ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренных детей. Я ориентируюсь на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества в различных видах деятельности.

Участниками образовательного процесса в ДОУ по выявлению одаренных и талантливых детей являются:

• Воспитатели (творческая и техническая одаренность);

• Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);

• Родители.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

• Психологию одарённости;

• Нормативную базу по проблеме;

• Инновационные технологии;

• Методы выявления детской одарённости;

• Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;

• Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;

• Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;

• Программы (комплексные и специализированные);

• Современную научно-методическую литературу по проблеме;

• Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;

• Возрастные особенности проявления признаков одарённости;

• Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;

• Возможности для развития ребёнка в условиях семьи.

Эффективные формы и методы работы с родителями.

Главная задача ДОУ - помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляя свой творческий потенциал, выбирая при этом оптимальные виды деятельности.

Система работы с одаренными детьми, реализуемая в группе, включает в себя 4 основных направления:

1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

Развивающая среда способствует формированию, утверждению чувства уверенности в себе, позволяет дошкольникам проверять и использовать свои способности, стимулирует их самостоятельность, инициативу, творчество.

Был приобретен и изготовлен ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий в группах (различные конструкторы, различные атрибуты для театральной деятельности и т. д.); были созданы творческие уголки с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические интеллектуальные игры.

Спортивный зал.

2. Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей у детей;

Выявление одаренных детей возможно различными способами. Наиболее доступным методом для педагога является метод наблюдения.

3. Повышение научно-методического уровня педагога по работе с одаренными учениками;

В группе работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и саморазвитию.

Педагоги, занимающиеся работой с одаренными детьми, обладают рядом особых качеств.

Это, прежде всего, высокий уровень их собственного интеллектуального развития, который позволяет им общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.

В целях повышения научно-методического уровня педагогов только в этом году был проведен ряд семинаров и консультаций с педагогами, посвященных одаренности в дошкольном возрасте.

Семинары проводились по темам:

«Теоретические основы детской одаренности»;

«Одаренный ребенок, какой он»;

«Виды детской одаренности»;

«Принципы и методы выявления одаренных детей»;

«Особенности работы с родителями одаренного ребенка».

4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;

В этом учебном году активизировалась работа по организации различных интеллектуальных и творческих конкурсов. Учителя в группах организуют конкурсы чтения, конкурсы - выставки творческих работ и т. д. Это создает возможность для детей проявить свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует их к активности, к достижению новых результатов.

В целях выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в прошлом учебном году был проведен ряд интеллектуальных конкурсов, где учащиеся продемонстрировали возможности реализовать свои знания и навыки: "Лучший эксперимент", - "Я хочу знать все".

Хорошо известно, что одним из наиболее значимых факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Работа с родителями одаренных детей реализуется в трё х направлениях:

1. Организация информационной среды для родителей:

- проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;

- педагоги организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.

- памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;

- в приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка»;

- оформляются благодарность родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.

2. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;

Данная работа направлена :

- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.).

Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, организуют различные презентации, с которыми ребенок выступает перед родителями.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.

Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

• Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить, как можно более широкий спектр его способностей;

• Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

• Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.

Организация работы по формированию элементарных математических представлений с одаренными детьми в условиях ДОУ.

Для интеллектуально одаренных детей программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней глубоко и прочно усваиваются, поэтому в организации учебного процесса используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное образование предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, по мнению FEMP, является развитие их логического мышления, что подразумевает формирование методов мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, строить простейшие выводы, делать выводы.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать ТРИЗ наряду с другими методами. Это позволяет придать комплексный характер непосредственно организованной деятельности (дети не только формируют математические представления, но и развивают речь, развивают изобретательские способности); дает детям возможность стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.

Используемые игры способствуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, а также формированию морально-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

При организации математического уголка особое внимание уделяется его содержанию, так как оно должно отвечать потребностям актуального, непосредственного и перспективного творческого развития ребенка, формирования его способностей.

Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще, кроме программного содержания. Поэтому в нашей группе стало традицией проведение занятий с использованием песочной терапии. Дети группы с удовольствием не только решают занимательные задачи, но и инсценируют их, переносят все свои знания через построение сказочного мира песка.

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы, опросы родителей).

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.

3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки).

Таким образом, система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.

Список используемой литературы:

1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности.

2. Бушменская Г. В. и. Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т

4. Козырева. Е. А. Одаренные дети : проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.

5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. — сост. М. В. Мардахаев. — М., 2002. — 368 с.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

Публикации по теме:

«Ожерелье дружбы». Фотоотчёт о выставке работ с детьми«Ожерелье дружбы». Фотоотчёт о выставке работ с детьми В рамках тематической недели "Дружба" (14.11.-18.11.16) в нашем МАДОУ проводились различные мероприятия, с целью уточнения и закрепления.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Беседа с детьми средней группы «Солнечная система»Беседа с детьми средней группы «Солнечная система» Таинственный мир космоса с давних времён притягивал внимание людей. Когда мы смотрим в ночное небо, там видим много звёзд,они нам кажутся.

Фотоотчет изготовления работ по лепке с детьми раннего возраста «Пластилиновые заплатки»Фотоотчет изготовления работ по лепке с детьми раннего возраста «Пластилиновые заплатки» Лепка для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Её значение в развитии ребенка трудно переоценить. Она оказывает.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Как устроен человек — костная система» Конспект НОДс детьми старшего дошкольного возраста «Как устроен человек - костная система»Задачи: Познавательного развития: - формировать.

Мастер-класс «Пособие для работ, изготовленных детьми»Мастер-класс «Пособие для работ, изготовленных детьми» Передо мной, как педагогом, встала такая задача как «Где же размещать детские работы, вылепленные малышами?». И возникла прекрасная идея.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Совместная творческая работа с детьми раннего возраста «Солнечная система»Совместная творческая работа с детьми раннего возраста «Солнечная система» В совместной и индивидуальной работе я использую различный материал для наглядного дидактического восприятия. И в очередной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление и система работ с одаренными детьми в ДОУ
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 18:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД