Анна Суханенко
Консультация для педагогов «Выразительность речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительность речи – это умение внятно,
убедительно и в то же время по возможности
сжато выражать свои мысли и чувства;
умение интонацией, выбором слов,
построением предложений, подбором
фактов,примеров действовать на слушателя
и читателя.
(Н. С. Рождественский).
(Слайд1.) Под этим понятием эмоциональной выразительности подразумевается создание наглядно-чувственных образов средствами языка и речи. Речевая выразительность имеет для ребенка особую важность. В первую очередь она является фактором, обеспечивающим оформление фраз как целостных смысловых единиц; вместе с тем она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, а также об эмоциональном состоянии говорящего.
Публикация «Консультация для педагогов „Выразительность речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Видеообращение от детей:
1 Здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте!
2 Доброго здоровья люди вам.
3 Каждый день и час желаем – здравствуйте!
4 Будьте счастливы, мира, радости и процветания вам!
Здравствуйте!
1. -Как вы думаете, почему я начала свое выступление с этого видео сюжета? (пожелала здоровья всем)
-Вам понравилось приветствие?
- А как вы поняли, что мы вам пожелали здоровья? (из слов)
- А как дети усилили, дополнили, украсили свою речь? (интонацией, тоном, жестами, мимикой)
- Вы, наверное, помните выражение, что «часто бывает не то, что сказано, а то как сказано», то есть надо уметь владеть интонацией.
- Если бы мы вам продекламировали это стихотворение со злостью в голосе, могли бы вы сказать, что мы вам пожелали здоровья?
(Слайд2) - Так, что же такое интонация? Интонация – это средство общения, которая дополняет и усиливает эмоционально-смысловое значение речи. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.
Как часто мы говорим нашим дошколятам: - Прочти выразительно!
– Скажи выразительно и громко!
Что же значит, по-вашему, выразительно говорить? (ответы педагогов).
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и
эмоциональное чтение художественного произведения. Значит, для того,
чтобы в речи ребёнка появилась какая-либо интонация, он должен не просто
понимать то, о чём говорит, но и сопереживать тому, о чём повествует. Воспитание выразительности речи способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Для начала я предлагаю небольшую ревевую разминку. Нужно сказать слово «ребята» всем вместе хором:
• Ласково
• Сердито
• Радостно
- Посмотрите, мы произносили одно и то-же слово, но от того какая была интонация оно меняло эмоциональную окраску.
Что же помогает выразительно говорить?
(Слайд 3). Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики или пантомимики.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое мимика?
Мимика (греч. — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека, один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, мимика способствует выразительности. (Слайд4).
Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребёнок показывает,а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?».
Например, Ребенок поднимает тяжелую штангу, бросает её, изображает спящего котенка. и т. д.
Отличным практическим материалом станет книга М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Так же Разработаны комплексы гимнастик для развития мимической мускулатуры. (поднять и опустить брови, нахмурить брови и т. д.)
Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
И пантомимика, объединяет в себе и мимику, и жест.
(Слайд4). Бернард Шоу говорил: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать эти слова можно только по разу».
(Конверт1) Задание: Покажите, пожалуйста, мимикой сигналы, написанные на ваших карточках:
• У меня есть свободное время;
• Я иду на помощь;
• У меня есть вопрос;
• Разрешите пройти.
Следующее упражнение:
Передайте друг другу этот карандаш, используя уже и мимику и жесты, как будто это:
1 Тяжелый камень,
2 Грязная тряпка,
3 Стакан, до краев заполненный водой,
4 Горячая печеная картошка,
5 Змея.
(слайд 5).Теперь определим компоненты «выразительности речи». Это интонация, мелодика, логическое ударение, пауза, ритм, темп и тембр.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм,
интенсивность, темп, тембр и логическое ударение.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного
языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы (понижение или повышение тона голоса). Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Темп речи (тесно связан с ритмом) – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. Пауза –перерыв в процессе речи. Тембр голоса – специфическая, индивидуальная окраска голоса, качество звука. Логическое ударение – интонационное средство; выделение
какого-либо слова в предложении членораздельно, длительно, громко.
Упражнение на мелодику голоса.
Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории» :
«Вчера я была в магазине. Там купила кабачки, помидоры, огурцы. Это овощи». (Утверждение, тон голоса понижается). После паузы можно спросить у детей: «Почему вы мне ничего не ответили?» предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» — «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила бананы и апельсины. Это фрукты?» — «Да, конечно!» — «Как вы узнали, что первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?»
Скорее всего дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.
В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться как с горки (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины «голос повышается», «голос понижается»).
Попробуйте изменить высоту своего голоса вверх или вниз. Заметили, что
ваша фраза изменилась? Приём изменения высоты голоса добавляет речи
певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.
Игра на овладение мелодикой «Ласково и грубо».
Ролевая игра. Предложите ребёнку выбрать роль медведя или зайчишки.
Уточните, какой голос у медведя (низкий, грубый, а какой у зайчишки
(ласковый, высокий, тоненький). Предложить малышу повторить фразу с
интонацией конкретного животного. Например, медведь – «У лисы
пушистый хвост», а заяц – «У лисы пушистенький хвостик».
Ритм (чередование ударных слогов). Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.) Ритм задается педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т. д.
Темп. При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы) : «Черепаха», «Ракета». В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети тоже должны ускорять свои движения.
(Конверт 2). Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Предлагается аудитории выполнить задание.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Правда | дороже золота.
За правое дело | стой смело.
(Конверт 3). Тембр голоса. Отражает эмоциональные оттенки речи (грусть, веселье, мрачный тембр).
Уважаемые коллеги, у нас работает лесное радио. Обитатели леса читают
каждый своё объявление. Прочитать необходимо так, что остальные поняли, кто автор объявления:
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг
пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по
имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!
Тому, кто найдёт мой хвост. Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте меня с такими мелочами
Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!
Помогу всем, у кого сломался будильник!
Сила голоса. Изменение громкости звучания речи должно быть осознанным и зависеть от содержания высказывания.
«Поезд» - игра на развитие силы голоса.
Перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Тот, что ближе, гудит громко,
следующий голосом средней силы и последний тихо- тихо.
«Три медведя» - угадай, кто рычит мишутка, мама медведица, или медведь
папа. А теперь сам покажи разными голосами.
(слайд 6). Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы). Работа начинается со знакомства с этим понятием. Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленно (растянуто) остальных слов в предложении.
Например, педагог произносит фразу «Воробьи клюют крошки». И организует ее анализ:
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.
— Послушайте, как я скажу теперь: «Воробьи клюют крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?
— Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?
Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь это та же музыка, пение. элемент выразительности речи. Без нее, например, не может быть предложения. Есть цепочка слов, которая превратится в предложение только тогда, когда появится интонация. Интонация конца предложения поможет отделить одно предложение от другого. И делать это она будет по-разному.
(Конверт3). (Слайд 7). Все предложения по цели высказывания делятся на три группы:
1 Повествовательные предложения. Это предложения, которые рассказывают о чем-нибудь, сообщают, несут информацию для собеседника. У этих предложений утвердительная интонация
2 Вопросительные предложения. Это предложения, которые содержат вопрос.
3 Побудительные предложения. Это предложения, которые приказывают или просят что-то сделать. Побуждают к действию.
Задание. Надо прочитать стихотворение «Чудеса» с позиции повествования и т. д.
Чудеса!-сказала Люба
Шуба длинная была
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
Интонационной выразительности речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности при подготовке к выступлениям на праздниках.
При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания. Научив ребенка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.
(слайд8). Я предлагаю вам 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.
1. «Ныряльщики» вдох ртом, выдох носом.
2. «Больной тяжело дышит» вдох ртом, выдох ртом.
3. «Кто лучше надует игрушку» вдох носом, выдох ртом.
4. «Доктор слушает больного» вдох носом, выдох носом.
5. Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком. Это артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения для развития общих речевых навыков.
Все эти средства интонации, выразительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, правильным
произношением.
Можно ли всем этим премудростям научить ребёнка? Конечно! И
оптимальная форма занятий – это игра!
(слайд 9). Это достигается следующими видами работ:
1)Основной метод – это выразительная речь и чтение художественных
произведений самим педагогом. Дети подражают.
2)Театрализованная деятельность. Участие в инсценировках дает
возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить
свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок
необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе
выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Большое значение имеет атрибутика (костюмы, детали костюма).
3)физкультурные паузы. Координация речи с движением.
4)Речевые разминки, которые следует включать в каждое занятие. В старшем возрасте, они могут проводиться в форме соревнования. Произнесения скороговорок, чистоговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями (грустно, удивленно, радостно, тихо, громко, быстро, медленно, стихи-диалоги по ролям.
5)Использование музыкального сопровождения при чтении художественных произведений, при заучивании стихов.
6) Иллюстрация прочитанного, услышанного.
7)Игры в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами?
Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его
назначении и содержании. Это скороговорки, считалки, дразнилки,
смешилки и прочая стихотворная «шумиха».
8) Дидактические игры и упражнения, например:
1. Подбери картинку к стихотворению.
2. Покажи мимикой, что ты грустный, веселый и т. д.
3. Узнай по картинке, про что стишок.
4. Добавь словечко. Договори слово.
5. Как назвать вторым словом.
6. Что это может быть.
7. Скажи ласково.
5) Подвижные речевые игры, например:
1. Лохматый пес.
2. Кот и мыши.
3. У медведя во бору.
9) Посещение театра, конкурсов чтецов.
10) Прослушивание дисков со сказками и стихами, прочитанные
профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.
(слайд 10) Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь это та же музыка, пение. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая детям. Как свидетельствуют психологи, «обучиться интонации нельзя… интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, и о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только Вы постараетесь её сделать, это будет замечено как фальшь».
Слайд 11.
Конверт №2
• У меня есть свободное время
• Я иду на помощь
• У меня есть вопрос
• Разрешите пройти
Конверт №3
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Правда | дороже золота.
За правое дело | стой смело.
Чудеса! -сказала Люба. -
Шуба длинная была
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
Чудеса! -сказала Люба. -
Шуба длинная была
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
Чудеса! - сказала Люба. -
Шуба длинная была
В сундуке лежала шуба
Стала шуба мне мала.
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!
Тому, кто найдёт мой хвост.
Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте меня с такими мелочами
Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!
Помогу всем, у кого сломался будильник!