Папки-передвижки

Выступление на конференции «Проектная деятельность в ДОУ»

Татьяна Гришина
Выступление на конференции «Проектная деятельность в ДОУ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли своё отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми.

Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Публикация «Выступление на конференции „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребё нок должен:

- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- интересоваться причинно-следственными связями;

-пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- наблюдать, экспериментировать.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

В связи с введением ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы образования. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в ДОУ: педагогов - родителей – детей - является метод проектирования.

Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе образовательной организации проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Новый виток интереса к проекту как способу организации воспитательно-образовательного процесса объясняется его интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

Помимо сотрудников ДОУ в проектной деятельности активное участие принимают родители. Воспитатели, разрабатывая проект, особое внимание уделяют, в чем конкретно будет заключаться участие родителей: в подборе атрибутов для оформления группы в соответствии с темой проекта, сборе информации, участии в тематических мероприятиях и событиях, выполнении творческих домашних заданий совместно с детьми.

На родительских собраниях родителям была разъяснена суть метода проектов и его значимость для развития личности детей. Родителей познакомили с основными этапами проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• к кому обратиться за помощь (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы проектов :

Типы проектов в ДОУ

1 Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст

2 Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы

3 Иноформационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы

4 Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна.

Положительные моменты технологии метода проектов :

• увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;

• максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;

• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;

социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Продолжительность проектов в ДОУ

1 Краткосрочный проект

Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц

2 Проект средней продолжительности

2 - 4 месяца

3 Долгосрочный проект

Учебный год

В образовательной практике используется матрица проекта.

Структура проекта

Тема.

Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

Возраст детей.

Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

Цель проекта.

Задачи проекта.

В нашем ДОУ проектный метод используется в работе с детьми и используются разные виды проектов :

- комплексные;

- межгрупповые;

- групповые;

- индивидуальные;

- творческие;

- исследовательские

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности.

Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».

В нашем детском саду был проведен патриотический проект

ПРОЕКТ «МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ»

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи:

-способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

-расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

-способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;

-обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

-организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;

-вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

В рамках этого проекта проведены :

_ беседа; «Наши земляки- участники ВОВ

Бережная Л. Н. рассказала о своем свекре Павле Михайловиче Бережном, принесла его фотографию и медали, которые их семья бережно хранит.

_организована «Стена памяти»

Воспитанники и сотрудники ДОУ принесли фотографии своих родственников, участников ВОВ

_ чтение стихов и рассказов о войне.

_ Открытое мероприятие «Песни военных лет», целями которого были

_ПОЗНАКОМИТЬ УЧЕНИКОВ С ПЕСНЯМИ О ВОЙНЕ

_ПОЗНАКОМИТЬ С ПОЭТАМИ, КОМПОЗИТОРАМИ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

_ПРОСЛУШАТЬ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

_ВЫЯСНИТЬ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛИ СТИХИ И ПЕСНИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

_ВОСПИТЫВАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ, ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА У УЧАЩИХСЯ

Родители принимали активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия. Совместно с музыкальным руководителем подбирали песни и фонограммы к ним. Дома родители вместе с детьми учили песни, а на мероприятии вместе их исполняли, в конце мероприятия все участники мероприятия исполнили песню «День Победы». Настолько все было серьезно и трогательно, что некоторые не могли сдержать слез.

Следующий проект, о котором мне хотелось бы рассказать, это проект экологической направленности «Волшебница вода»

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры закладываются именно в дошкольном возрасте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на Земле много, но в основном она соленая и сосредоточена в морях и океанах. Пресной воды намного меньше в прудах, озерах, реках, болотах и лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где встречается в природе и дома, как человек её использует.

Участники проекта : дети средней группы.

Вид проекта : групповой, краткосрочный (3 недели)

Цель проекта :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.

Задачи проекта :

- Уточнить и расширить представление детей о воде как о среде обитания для животных птиц и растений.

-Развивать любознательность и познавательную активность.

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

- Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

В рамках проекта были проведены :

Беседы: «Что мы знаем о воде»

«Круговорот воды в природе»

«Обитатели водоемов»

Чтение художественной литературы по теме;

Просмотр мультфильма: «Заяц Коська», в котором рассказывается о круговороте воды в природе.

Рисование детей с родителями на тему: «Экология воды»

Наблюдение за росой, которая утром на морозе замерзла.

Эксперимент о состояниях воды и по очистке воды

Наблюдали за туманом.

В завершении проекта было проведено открытое занятие на тему: «Волшебница вода», во время которого дети побывали в гостях у Королевы Воды.

На занятии ребята выполнили задания волшебницы воды:

- Отвечали на вопросы о том, где встречается вода и как её использует человек.

- отгадывали загадки о свойствах воды,

- проводили эксперимент по очистке воды,

В конце занятий все вместе изготовили аппликацию – открытку для Волшебницы Воды.

Потом рассматривали рисунки, которые дети рисовали вместе с родителями.

Конечно, в нашем ДОУ проводится много проектов

ПРОЕКТЫ «Мои любимые сказки» - познавательная деятельность

«Огород на окне» - трудовая деятельность

«Мой любимый поселок» - патриотическое воспитание

«Здоровячек»- по воспитанию ЗОЖ

И много других.

В завершении хочу сказать:

Метод проектов актуален и очень эффективен, потому что:

1. Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

2. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Проектная деятельность «Будь здоров, малыш!»Проектная деятельность «Будь здоров, малыш!» Тип проекта: По доминирующему методу: практико-ориентированный. По характеру участия ребёнка в проекте: участник и исполнитель. По характеру.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Насекомые и другие «малыши»»Проектная деятельность «Насекомые и другие «малыши»» Тип проекта: познавательно-творческий Сроки выполнения: июнь – август 2019г. Вид проекта: групповой. Формы работы: дидактические, речевые.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Проектная деятельность в средней группе «Осень» Дата: 25.09. – 29.09.2017 гг., 02.10 – 06.10.2017 гг., 09.10 – 13.10.2017 гг. Тема: «Осень» («Осень ранняя пришла – мы ее встречаем»,.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на конференции «Проектная деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 13 января 2020 в 19:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД