Светлана Громова
Выступление на педагогической конференции «Развитие самостоятельности ребенка через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогической конференции на тему : "Развитие самостоятельности ребенка через проектную деятельность" (направление работы конференции : «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе»)
Ильичёва Наталья Владимировна (старший воспитатель)
Громова Светлана Юрьевна (педагог-психолог)
Публикация «Выступление на педагогической конференции „Развитие самостоятельности ребенка через проектную деятельность“» размещена в разделах
Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут: переодевается, умывается, кушает и так далее. Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что наиболее точно сформулировано следующее понятие самостоятельности – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Таким образом, самостоятельность - основа основ современного образования.
Хочется выделить еще одно понятие. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — это начало, почин, первый шаг в каком-либо деле.
Тема самостоятельности изучается на протяжении многих лет. Большое значение проблеме самостоятельности придавал К. Д. Ушинский, он считал, что «взрослый должен не только давать знания детям, но и направлять их умственную деятельность, руководить их самостоятельным трудом, и давать только материал для него».
Необходимость самостоятельной работы в дошкольном учреждении отстаивала Н. К. Крупская.
Как отмечал Л. А. Венгер, «взрослые учат детей не деятельности, а только действиям». Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.
Мы считаем, что самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность.
На наш взгляд, сегодня не каждый ребёнок мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания.
Проблеме самостоятельности и инициативности уделяется особое внимание на самом высоком уровне.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей : «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…»
В законе «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.
Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы. В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,
Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также проявляются в различных видах детской деятельности.
Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Часто можно услышать такие фразы, как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.
Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах. Дети привыкают идти по заранее заданному пути, следствием его является подавление интереса и снижение активности, самостоятельности.
В настоящее время, общество предъявляет новые требования не только к содержанию образовательной деятельности в ДОУ, но и к технологиям. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Поэтому особый интерес у нас вызывает метод проектов.
Работа над проектом обогащает ребенка и педагога новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В детском коллективе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это ведет к сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности. Проектная деятельность дает возможность развития совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.
Именно поэтому, на наш взгляд, для развития и реализации детской инициативности и самостоятельности одним из наиболее эффективных является проектный метод.