Анастасия Затрутина
Опыт работы «Организация краеведческой и экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились.
Колоссальную роль в жизни дошкольников играют краеведческие экскурсии. Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.
Публикация «Опыт работы „Организация краеведческой и экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В качестве задач краеведческой экскурсии определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап) : дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т. д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.
Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап) : это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - создавать игры, рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.
Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия :
- средние группы — тематические прогулки в пределах ближайшего района;
- старшие группы — посещение музеев в центре города;
- подготовительные группы — посещение музеев и памятников в других районах города.
В среднем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе весь город. Поэтому знакомство с ним нужно начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. Совместно с воспитателем дети могут совершить небольшие целевые прогулки. Необходимо обращать их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Дети должны получить элементарные знания об особенностях города, запомнить название родного города.
Приблизительная тематика экскурсий и прогулок «Моя улица», «Красивые дома на моей улице», «Прогулка в детский парк».
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей в доступной форме знакомят с историей города Ельца и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Приблизительная тематика экскурсий и прогулок в старшей и подготовительной группах: «Экскурсия в музей промыслов и ремесел», «Экскурсия к елецким курантам», «Прогулка в детский парк», «Экскурсия по центральной улице – улице Мира», «Экскурсия в краеведческий музей», «Экскурсия в художественный отдел краеведческого музей», «Экскурсия в Дом-музей И. А. Бунина», «Экскурсия в Дом-музей Н. Н. Жукова», «Посещение памятника погибшим воинам и вечного огня к празднованию Дня Победы», «Елец одноэтажный», «Елец – город воинской славы», «Памятники города Ельца», «Елец спортивный», «Природа родного края».
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в природе, в общественных местах.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
План и маршрут согласовываются с заведующей, методистом и медработником. Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города Ельца формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.
Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению (используйте по аналогии для своего города, края).