Папки-передвижки

Релаксационная терапия как средство формирования эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ

Ленара Исхакова
Релаксационная терапия как средство формирования эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ

Для достижения положительных результатов в психологической коррекции, а так же для формирования эмоциональной стабильности детей дошкольного возраста с ОВЗ необходимо использование дополнительных средств, обеспечивающих повышение адаптационных способностей ребёнка, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.

Публикация «Релаксационная терапия как средство формирования эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ» размещена в разделах

Одним из таких средств является релакс-терапия. Релакс-терапия пришла к нам из-за рубежа. Технику мышечной релаксации разработал и применил американский психолог Э. Джекобсон, а также врач-невропатолог из Германии И. Шульц. В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релакс-терапия.

Работа релакс-терапии должна строится на наиболее значимых принципах:

• Соблюдение интересов ребёнка.

• Системность и доступность.

• Непрерывность.

• Вариативность.

• Принцип интегрированности в общую образовательную среду.

• Принцип создания ситуации успеха.

• Гуманность

• Реалистичность

• Адекватность

• Вариативность (гибкость)

• Адаптивность

• Последовательность.

• Принцип психологической комфортности

• Рекомендательный характер оказания помощи взрослым, взаимодействующим с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Главная цель релакс-терапии – научить ребенка расслаблять мышцы. Это даётся не так просто. Задача педагога – обеспечить все необходимое, чтобы каждый ребенок нашел именно тот элемент, который помогает ему успокоиться.

Давайте рассмотрим несколько методов релаксации, каждая из которых отличается богатым содержанием методик, как индивидуальных, так и групповых.

1. Методы релакс-терапии, связанные с телом, т. е. полное расслабление различных мышц тела. Применяются игры и упражнения на расслабление как отдельных частей тела (расслабление мышц лица, кистей рук и стоп) так и всего тела ребенка. Очень хорошо расслабляют игры с песком и крупами. Когда ребенок берет в руки песок и медленно его выпускает сквозь пальчики или осторожно рисует пальчиком по сыпучей поверхности, то происходит воздействие мелких частиц песка на поверхность ладоней. Как известно, на коже человека имеется большое количество точек, отвечающих за нервное и психологическое состояние организма. Тем самым мы расслабляем и успокаиваем обширную зону коры головного мозга, ребенок отвлекается, усталость и раздражительность снижается.

Сюда же относится еще один важнейший метод релаксации, связанный с физическим телом,– это сон, своевременный, полноценный, это лучшее средство отдыха, расслабления и полного восстановления сил. Релаксационные упражнения нужно выполнять непосредственно перед сном, что обеспечивает более глубокое расслабление всех систем организма.

2. Методы релаксации, связанные с дыханием. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мысли упорядочиваются, а волнение исчезает. При правильном дыхании происходит приток кислорода к клеткам головного мозга, что способствует устранению импульсов раздражения, и организм расслабляется.

3. Методы релаксации, связанные с искусством. Все знают, что одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально подобранной музыки, просмотра картин, фотографий природных ландшафтов, видеосюжетов и т. д.

Звуки природы, нежные мотивы и мелодии вводят ребёнка в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Очень хорошо подойдет применение этого упражнения при подготовке ко сну. Ребенок, устроившись в своей кроватке, прикрывает глаза и переносится со звуками музыки на берег озера, где щебечут птички, солнце нежно обнимает за плечи и становится так хорошо, что ребенок непроизвольно погружается в сон, во время которого организм закрепит начатое оздоровление.

В настоящее время релакс-терапия также использует такие методы, как массаж, музыка, рисование и прочие. Каждый из видов подбирается под конкретный случай.

Нужно отметить, что системная работа по данной методике позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения, помогает справляться со стрессами, конфликтами, концентрировать внимание, тем самым, сохраняя психическое здоровье, предупреждая эмоциональные расстройства. Дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Данная методика идет на пользу не только детям с ОВЗ, но и гиперактивным детям и непоседам. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Вывод: Таким образом, использование метода релакс-терапии в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ способствует повышению качества дошкольного образования через формирование эмоциональной стабильности, социализации и адаптации их в обществе, а это благотворно влияет на успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению.

Некоторые примеры релаксации :

- Черепаха.

Эта техника позволяет работать с медленными движениями рук и кистей. Можно придумать историю, в которой дети будут черепахой, которая прячется в панцире каждый раз, когда чувствует или видит угрозу поблизости. Ребята научатся напрягать мышцы шеи и плеч, а затем расслаблять их и снова спокойно ходить.

- Воздушный шар.

В этом случае детям нужно будет представить, что они - небольшой воздушный шарик, который кто-то начинает понемногу надувать. По мере того, как они «надуваются», их руки и ноги должны становиться больше, а затем постепенно сдуваться. С помощью этого упражнения дети научатся контролировать дыхание.

- Муравей.

С помощью этой техники детям придется двигать руками и ногами, как если бы они были муравьями. Сначала мышцы напрягаются, потом дети представляют себя другим животным и их мышцы расслабляются.

- Чучело.

В этом случае используется мягкая игрушка, и ребенок должен очень крепко его обнять. Создается мышечное напряжение, которое нужно будет постепенно расслаблять.

Все эти техники можно применять в любое время дня, но лучше всего делать это непосредственно перед сном.

Релакс для педагогов :

Визуализация «Избавление от тревог» (включить спокойную музыку)

Цели: снятие тревоги, беспокойства; подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково прогревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Ваше тело наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предложения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вам светло и радостно.

Аутотренинг «Мобилизация»

Цель: восстановление сил, общей готовности к продолжению ранее выполняемой работы.

Педагоги делают глубокий вдох-выдох, мысленно повторяя следующие словесные формулы :

1. Я хорошо отдохнул

2. Мои силы восстановились

3. Во всем теле я ощущаю прилив энергии

4. Мысли мои четкие и ясные

5. Мышцы наполняются. Я снова готов действовать.

6. По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада.

7. Делаем глубокий вдох и резкий выдох!

8. медленно открываем глаза.

Литература

1. Копытин А. И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.

2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические рекомендации. –М. : АРКТИ, 2006

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб. : Речь, 2007. 136 с.

4. Писарева Е. В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М. : Прогресс, 1993. – 368 с.

7. Евтушенко С. Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья //Справочник старшего воспитателя. 2009. № 5. с. 57.

Публикации по теме:

Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк»Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк» Прием «Волшебный пенёк» возник стихийно. В школе мы идем по пути анализа, тренинга. Приемов очень много известных для установления благоприятной.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксационная терапия как средство формирования эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 12:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД