МААМ-картинки

Выступление на педсовете «Аппликация как форма развития изобразительной деятельности»

Добровольская Анна
Выступление на педсовете «Аппликация как форма развития изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

План проведения педсовета:

1. Сообщение воспитателя о сущности и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Публикация «Выступление на педсовете „Аппликация как форма развития изобразительной деятельности“» размещена в разделах

2. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.

3. Виды техник в ДОУ. Традиционные техники, нетрадиционные техники.

4. Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.

5. Решение педагогического совета.

6. Подведение итогов.

Ход педсовета:

I. Сообщение воспитателя: «О сущности и значение аппликации для развития ребенка»

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на соответствующий фон.

Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность раскрыть возможности освоения знаний о цвете, конструкции предметов, их величине, структуре, композиции изображения.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам:

1. предметная;

2. сюжетно-тематическая;

3. декоративная аппликация.

Предметная аппликация используется при передаче несложных, часто одиночных изображений (ваза, дерево, бабочка, кукла, человек).

Целью предметной аппликации является ознакомление детей с формами, их разнообразием, простотой и сложностью конструкций.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Целью сюжетной аппликации является освоение детьми композиционных умений, развитие способности определять смысловой центр, располагать изображение на всем листе, сохраняя актуальность момента действия, события.

Декоративная аппликация отличается обобщенностью форм, цветовой насыщенностью, ритмичной (орнаментальной или узорной) композицией. Декоративность – принцип создания нарядных, красивых изображений.

Целью декоративной аппликации является освоение детьми назначения декора – внешней, «прикладной красоты» окружающего мира.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

1. Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь.

2. Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

3. Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

4. Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

5. Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

II. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течение всего дошкольного детства.

В обучении аппликации решаются следующие основные задачи:

1. различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

2. знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

3. знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

4. развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

5. составлять изображение предмета из отдельных частей;

6. располагать предметы в сюжетной аппликации.

Рассмотрим содержание программного материала для разных возрастных групп.

Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы. На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация — более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат.

Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:

1. знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;

2. знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;

3. знание понятий «количество» (один, два, три, много, «величина» (большой, маленький, больше, меньше);

4. развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;

5. освоение навыка наклеивания форм.

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.

Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте.

На первых занятиях иногда основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку.

И. Л. Гусарова рекомендует начинать аппликационные работы в младшей группе именно с выполнения заданий, имеющих определенную изобразительную задачу — создание знакомого предмета.

Средняя группа. В этой группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:

1. развивать умение составлять предмет из нескольких частей;

2. научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);

3. развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;

4. развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;

5. познакомить с формой овала и треугольника;

6. освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.

Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.

Новая задача, стоящая в средней группе, — освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев. По программе этим навыком дети средней группы овладевают в первом квартале. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см, чтобы результат достигался после 1 — 2 движений лезвий. Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх в качестве билетов, флажков, а затем и при наклеивании (например, окна для дома и т. п.).

Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Вырезывание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм составляют предметы — гриб, самолет, башенку, снеговика.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:

1. развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

2. развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

3. использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.

Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов.

В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха.

В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

1. осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;

2. развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

3. использовать все цвета спектра и их оттенков.

Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. При силуэтном вырезывании ребенку надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).

Сюжетная аппликация. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др.

Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.

Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).

Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

III. Виды техник аппликаций в ДОУ

В ДОУ применяются два вида техники аппликации:

1. традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма;

2. нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными.

Традиционные техники в работе с аппликацией

Плоскостная аппликация: детали (силуэты) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на лист-основу.

Пластическая: бумага комкается, затем расправляется так, чтобы получилась какая-то форма. Внутренняя часть наклеивается на основу, разглаживаются или защипываются отдельные элементы.

Геометрическая: изображения создаются из вырезанных бумажных геометрических фигур.

Ленточная: лист разрезается на ленты или складывается гармошкой, из которой вырезается нужная деталь.

Нетрадиционные техники аппликации.

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Оригами

Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфетки

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

1. возможность создавать шедевры без ножниц;

2. развитие мелкой моторики маленьких ручек;

3. развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

4. широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

IV. Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь.

Аппликация связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Решение педсовета:

1. Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей (постоянно, более тщательно продумывать оформление и обстановку в группах, в соответствии с возрастом детей.

2. Пополнить недостающими материалами и пособиями уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах.

Подведение итогов. Основная задача на всех этапах освоения раздела программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Постоянно развивая интерес детей к аппликации, взрослый стремиться подобрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении задания. Следует поощрять смелость в проявлении фантазии, в создании новых форм и декоративных средств выражения образа, ведь главное - не слепое следование образцу, а умение воплотить в бумаге знакомый образ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

«Открытка для папы  «Воздушный шар». Фотоотчёт о занятии по изобразительной деятельности в технике «объёмная аппликация»«Открытка для папы  «Воздушный шар». Фотоотчёт о занятии по изобразительной деятельности в технике «объёмная аппликация» [b]Я по воздуху летаю, С облаков людей спускаю. [/b] 23 февраля – это не только военный праздник, но и день всех мужчин и мальчиков.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в младшей группе. Аппликация «Ромашка»Конспект занятия по изобразительной деятельности в младшей группе. Аппликация «Ромашка» Цель: закрепить навыки работы с бумагой и клеем. Задачи: 1. Закреплять умения изображать ромашку, состоящую из нескольких частей (лепестки,.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности. Аппликация и конструирование НОД Изобразительная деятельность: Аппликация/Познание: Конструирование Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Аппликация.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Выступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практикаВыступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практика С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок,.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Выступление на педсовете «Семьи с открытой формой неблагополучия» Выступление на педсовете Тема:«Семьи с открытой формой неблагополучия» МАДОУ «Детский сад» №3 «Дюймовочка» г. Зарайск Уполномоченный по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Аппликация как форма развития изобразительной деятельности»
Опубликовано: 29 июня 2020 в 18:23
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педсовете «Аппликация как форма развития изобразительной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Добровольская Анна (УИ 1539397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД