Лучший педагог года

Выступление педагога-психолога на тему: «Таинство Куклотерапии-как один из методов арт-терапии»

Наталья Носаева
Выступление педагога-психолога на тему: «Таинство Куклотерапии-как один из методов арт-терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с

приоритетным направлением художественно-

эстетического развития воспитанников «Колосок» п. Ленина

Оренбургского района Оренбургской области

Доклад на совещании педагогов -психологов

Оренбургского района: «Таинство Куклотерапии- как один

из методов арт-терапии»

Педагог-психолог :

Носаева Наталья Вячеславовна

МБДОУ «Колосок».

Ритуал приветствие.

Публикация «Выступление педагога-психолога на тему: „Таинство Куклотерапии-как один из методов арт-терапии“» размещена в разделах

Педагог -психолог : Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас видеть. Нашу встречу я бы хотела начать с небольшого упражнения.

Упражнение.

Педагог-психолог : У меня есть вот такой вот замечательный мяч (показ мяча, я хочу чтобы вы назвали свое имя и поделились, что же хорошего уже произошло с вами за сегодняшнее утро? С каким настроением вы пришли сегодня на работу?

Коллеги по кругу передают мяч, называют своё имя и рассказывают про свое настроение.

Педагог-психолог : Спасибо, мне было очень приятно узнать о начале вашего дня.

II часть Теоретическая.

Педагог-психолог : Коллеги, скажите, а вы играете в куклы?

Какие виды кукол вы знаете?

Коллеги: дают свои ответы (пальчиковые, перчаточные, куклы- марионетки и т. д.).

Педагог-психолог : Правильно, молодцы.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - родитель. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть и у нас - народов России. Существует такая легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, сделал разноцветных куколок из различных листочков и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

1 СЛАЙД.

Педагог-психолог : Как вы уже сказали, существуют различные виды кукол. Они расширяют кругозор ребенка, снимают психологическую напряженность, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Моя коллега Зарина Музафаровна говорила о сказкотерапии, поэтому мы подробнее остановимся на куклотерапии.

2 СЛАЙД

Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.

Анны Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) посвятила всю свою жизнь детям, создав детский психоанализ, а по существу - детскую психотерапию. Именно она в детской психотерапии применяла методы куклотерапии.

3 СЛАЙД

В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Дополнительное преимущество данного метода заключается в том, что игра с куклами привлекательна для детей дошкольного и младшего школьного возраста сама по себе. А значит, уже в детстве у ребенка может появиться верный друг и надежный защитник в лице куклы.

4 СЛАЙД

Функции и задачи куклотерапии перед вами на экране.

коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе; релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;

воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики;

обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

5 СЛАЙД

Коррекционно- воспитательные задачи:

Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Обогащение представления об окружающем мире.

5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

6. Активизация и развитие речи.

7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

8. Коррекция отношений в системе ребенок-родитель

6 СЛАЙД

В куклотерапии используются такие варианты кукол

куклы - марионетки,

пальчиковые куклы,

теневые куклы,

веревочные куклы,

плоскостные куклы,

перчаточные куклы,

ростовые куклы.

III часть: Практическая.

7 СЛАЙД + демонстрация педагога-психолога.

Куклы марионетки

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

8 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога

Пальчиковые куклы

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

9 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога

Теневые куклы

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол. используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

10 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога

Верёвочные куклы

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

11 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога

Плоскостные куклы

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

12 СЛАЙД+ демонстрация педагога-психолога

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

13 СЛАЙД. + демонстрация педагога-психолога

Ростовые куклы

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

14 СЛАЙД.

Куклы могут «рассказать» и «объяснить» то, к чему дети не прислушиваются, если им говорят об этом в быту: о необходимости мыть руки, чистить зубы, убирать постель и т. д. В исполнении кукол даже простые истины становятся более понятными и доходчивыми.

Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребё нок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Смастерила куклу

Я на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.

Бросила игрушки,

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Милой забываю.

Я кормлю и мою

Милую подружку,

Спать кладу в кроватку

Милу на подушку.

Мы гуляем с куклой,

Делаем зарядку,

Вместе привыкаем

С Милою к порядку.

Куклу берегу я,

Я её лелею.

С ней я стала лучше,

Стала я добрее

15 СЛАЙД. Изготовление кукол.

И вот сегодня каждый из вас сможет создать свою куклу из обычных фасовочных пакетов. (Показ выполнения куклы).

Педагог-психолог : Я, предлагаю вам сделать их вместе со мной. Самый простой вариант изготовления куклы- это из пакетов. Для ее изготовления нам понадобятся: разноцветные пакеты в данном случае желтые, розовые и голубые, и маленькие резиночки. Берите уважаемые коллеги кто какой цвет захочет. Обратите внимание уважаемые коллеги на разноцветные пакеты, а именно голубенькие. Как вы думаете почему? (ответы).

Правильно, гендерное воспитание. Некоторые из вас может захотят сделать куколку мальчика. Чтобы и мальчики тоже участвовали в сюжетно-ролевых играх.

Итак, приступаем. Берем цветной пакет, выделяем серединку на голову и закрепляем резиночкой. На рукавах резиночками оформляем ладошки. Делаем туловище и тоже закрепляем резиночкой. Аккуратно расправляем юбочку.

Молодцы, какие красивые у нас получились куколки.

Такие замечательные и простые куклы мы можем делать с детьми быстро и просто, как в индивидуальной работе, так и в групповой, подгрупповой. Этими куклами мы можем украсить группу, создав выставку.

Так же, дети могут использовать созданные ими куклы в свободной игре и забрать их домой на память.

Значит, мы можем сделать вывод: Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язык, губы при произнесении отдельных звуков. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. У детей улучшаетсяь память, речь, расширяется познание. Они, не стесняясь, выражают свои эмоции. Учатся передавать свое настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасится агрессивность.

Дети нуждаются в постоянном общении. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов, знаний.

Педагог-психолог : предлагаю коллегам поделиться своими ощущениями от проделанной работы.

Какие эмоции вы испытывали делаю свою куколку?

Какое настроение у вас преобладало?

Каждый из вас может продиагностировать себя с помощью диагностики, которую я предлагаю вам в буклетах, т. е. проанализировать себя. С помощью такой диагностики мы можем и на своих занятиях диагностировать детей.

Педагог-психолог : Сегодня вы очень хорошо потрудились и создали необыкновенных кукол. Спасибо вам уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребятКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление педагога-психолога на тему: «Таинство Куклотерапии-как один из методов арт-терапии»
Опубликовано: 29 января 2021 в 09:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД