Ольга Сальникова
Выступление «Социальное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема»
▼ Скачать + Заказать документы
На развитие человека воздействует множество факторов. Процесс развития ребенка во взаимодействии его с окружающим миром можно определить как социальное развитие.
Социальное развитие- это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Содержание процесса социального развития развертывается в 3-х основных сферах существования человека - в деятельности, общении, самосознании. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития психических процессов : восприятия, мышления, воображения, внимания и т. д. эмоциональной нестабильности и многих других факторов. Процесс социализации, непрерывный в течение всей жизни человека, очень динамичен, важен и качественно своеобразен в дошкольном возрасте. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Публикация «Выступление „Социальное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема“» размещена в разделах
Социальное становление ребенка дошкольного возраста происходит в таких социальных группах как : семья и детский сад. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т. д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще, различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношения-ми, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны - положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.
Как социальный институт семья имеет следующие функции: ре-продуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга (Б. Ю. Шапиро). Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются, прежде всего, на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое количество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производствен-ной группы, которые склонны к значительным изменениям, особенно в кризисный период.
Самосознание личности дошкольника рассматривается как достижение ею определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения. Это происходит в период 5-7 лет.
У личности ребенка есть три пути самопознания. Первый - оценки, мнения взрослых. Второй путь - это социальное сравнение. Любой ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая - делать заключения о том, не отстал ли он от сверстников, понимают ли его. Третий возможный путь - самооценка. Уже с возраста 5 лет ребенок как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности ребенка, выявляет, что в нем главное, а что - внешнее, ситуативное.
Широко распространены стереотипы понимания социального развития человека, часто декларируемые на публицистическом уровне средствам массовой коммуникации. К ним относятся: стереотип ограничения возраста социального развития, стереотип абсолютизации детства, стереотип абсолютизации факторов предопределенности, стереотип абсолютизации задатков и способностей и стереотип неограниченных возможностей человека.
Стереотип ограничения возраста социального развития человека воз-ник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии. На протяжении многих лет внимание психологов было, прежде всего, приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам. Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности. Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания. Это не совсем так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное. Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного. Более того, творческая активность личности рассматривается современной психологией как наиболее благоприятное условие долгой и продуктивной жизни.
Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации детства. Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. Действительно, детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация, на пер-вый взгляд, кажется правильной.
Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна. Однако не стоит забывать, что в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.
Следующий стереотип понимания социального развития человека так-же связан с двумя первыми и определяется как абсолютизация факторов предопределенности (психологический фатализм). Он, включая представления о том, что индивидуальное развитие личности не содержит себе возможности различных вариантов, все предопределено сценарным программированием, основы которого заложены генетически транслируются через специфику поведения индивидуальности провоцирующей систему обстоятельств, в которые неизбежно попадает данный человек. Сам человек рассматривает-ся как объект собственной генетической предопределенности. Данный стереотип связан с тем, что генетические коды индивидуальности не совсем ясны и не расшифрованы окончательно современной наукой, хотя вполне понятно, что генетика, безусловно, оказывает существенное влияние не только на внешние, но и на внутренние, психологические признаки человека. Личность в состоянии изменить направление своего развития, принять кардинальные жизненные решения, строить новые жизненные планы. Конечно, всегда были люди, которые относились к себе как к объекту судьбы со всеми социальными следствиями такого отношения. Однако наши современники все в большей степени стремятся и психологически готовы к тому, чтобы брать на себя ответственность за события своей жизни и принимать решения, определяющие новые направления собственного социального раз-вития.
Стереотип абсолютизации задатков и способностей наиболее широко распространен среди педагогов и родителей, убежденных в том, что задатки обязательно разовьются в определенные способности. Здесь следует отметить, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, и мы далеко не всегда можем точно сказать, какие именно способности следует развивать у данного ребенка. Кроме того, необходимо, чтобы у последнего возникло желание, появились потребности такого развития. Как часто мы можем встретить человека, закончившего, например, музыкальную школу и имевшего определенные музыкальные способности, который впоследствии никогда больше не прикасался к музыкальному инструменту. В то же время уместно задаться вопросом: «Всегда ли следует останавливать человека, увлеченного деятельностью, к которой у него нет, на первый взгляд способностей?».
Стереотип неограниченных возможностей человека является самым распространенным стереотипом понимания сущности социального развития. Он связан с неосторожным и некритическим использованием психологических знаний, полным игнорированием принципа относительности психологических феноменов и преобладанием абстрактного подхода к анализу явления над конкретным. Возможности рассматриваются абстрактно, безотносительно к реальному человеку, живущему в реальном мире. Мы часто слышим об уникальных возможностях человеческого мозга безотносительно к конкретному человеку; о невероятных возможностях физического развития и т. д. Пока речь идет только об исключительных случаях. Одна-ко всякий человек, стремящийся максимально реализовать свои возможности, должен понимать, что существуют и ограничения, связанные с возрастом, физическими и психологическими особенностями, различными обстоятельствами и т. д. Более того, в гуманистической психологии понимание ограничений выступает субъективным фактором реализации чело-веком своих возможностей. Для достижения социальной самоидентификации, т. е. способности личности выбирать именно то, что ей более всего подходит и соответствует, необходимо понимать свои ограничения и, по возможности, работать с ними.
В большинстве случаев стереотипы понимания социального развития человека встречаются в связи с широким интересом к психологии как знанию, способному помочь человеку в решении его личностных проблем. Можно сказать, что данные стереотипы есть лишь интерпретация и обобщение определенных явлений, рассматриваемых вне контекста их изучения специалистами. Стереотипы существуют обычно на уровне здравого смысла -общепринятых способов объяснения явлений. При этом источником стерео-типизации представлений часто выступают средства массовой коммуникации. С одной стороны, стереотипы облегчают процесс интерпретации действительности, с другой - могут служить источником серьезных заблуждений субъекта о себе и окружающих его людях.
Социальное развитие личности является средством и результатом, од-ним из аспектов ее социализации, понимаемой в философии как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.
Эффективность социального развития обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Социальное развитие возможно только тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет его творчеством нового.
Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д. И. Фельдштейна постоянно воспроизводи-мое противоречие двух сторон социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого обще-жития, а индивидуализация как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.
Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.
Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В. Т. Кудрявцев). Смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько по-знание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность сотворения культуры.
Культуротворческая функция развития социального опыта старших дошкольников является одним из важнейших механизмов социального раз-вития, ведущим критерием развитого детства.
Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития старших дошкольников позволяет сделать следующие вы-воды:
- социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
- дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии социального опыта человека;
- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
- реализация задач социального развития старших дошкольников предусматривает построение целостных педагогических систем, предполагающих единство, взаимосвязь и взаимообусловленность их целеполагающих, содержательных и технологических компонентов.