Получи документы

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Носкова Елена Сергеевна
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата.

Здравствуйте, меня зовут Носкова Елена Сергеевна, сегодня мы рассмотрим проблемы психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрено понятие семейных ценностей, его виды и функции, а также формы и методы формирования семейных ценностей.

Публикация «Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: семья, семейные ценности, старший дошкольный возраст.

Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. Семья – основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [2]. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности.

Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе.

Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом и т. д.

По статистике 80% всех семей в течение 2-3 лет, разводятся, а в некоторых регионах нашей страны на 100 родов приходится 130 абортов. Поэтому, семейные ценности должны быть заложены в личности ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию.

Действующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Семейные ценности – это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями

И. С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости. Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Для формирования семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста используют:

– работу с пословицами, запечатлевшими народную мудрость относительно проблем семейных отношений и воспитания (сочинение сказки по пословице «Не нужен и клад, коли в семье лад»);

– творческие проекты по искусству семейного времяпровождения (семейные праздники, посвященные Дню матери, технологии создания семейного древа и т. д.);

– кейс – технологии, посвященные семейным конфликтам и ролевые игры (игры «дочки-матери»). В использовании кейс – технологий и ролевых игр важно побыть в разных ролях, чтобы почувствовать мотивы каждого члена семьи, каждый эпизод, в которой реплики анализируются учителем и сверстниками.

– симуляции речевой психотехники – моделирование речевого обращения к члену семьи в разных ситуациях (игры-беседы, которые могут раскрывать несовпадение мнений в семье, необходимость обсудить плохое поведение ребенка, разговор с членом семьи, который зол или расстроен, убеждение его в справедливости выбора данного решения).

Можно выделить ряд структурных компонентов формирования семейных ценностей:

1. Когнитивный компонент. У членов семьи формируются определенные когнитивные представления о семье, так называемый набор когнитивных схем. Под ним подразумеваются убеждения членов семьи относительно друг друга, общества, мировосприятия, о том, какие черты, роли преобладают в семье, какова роль каждого элемента семейной системы. К старшему дошкольному возрасту ребенок может перечислить признаки семьи и охарактеризовать их. С опытом у ребенка складывается определенный образ семьи, и не только своей семьи, а семьи как таковой, то есть образ идеальной семьи как образ идеального взрослого. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже может описать, как должна выглядеть идеальная семья, то есть изобразить ее так называемый портрет. При этом ребенок может дать сравнительную характеристику своей семьи и идеальной, оценить поведение взрослых членов своей семьи и сиблингов.

Т. А. Куликова пишет, что многочисленные исследования показывают, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.

2. Эмоционально-мотивационный компонент. Данный компонент включает в себя эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов своей семьи. При благоприятном формировании принадлежности к семье ребенок чувствует себя нужным, желанным, любимым, он доверяет другим членам семьи, чувствует себя защищенным в своей семье, проявляет интерес, желание и инициативу во взаимодействии с членами семьи. Ребенок не стесняется говорить о своих чувствах и с уважением относится к чувствам других. В свою очередь ребенок уверен во взаимности чувств и отношений к нему со стороны других членов семьи.

3. Поведенческий компонент. На поведенческом уровне ребенок совершает определенные действия и поступки по отношению к семье: поддерживает, сопереживает, пытается оказать помощь, участвует в совместных семейных делах и т. д., поведение ребенка выстраивается на основе его представлений, отношений, мотивации. Поведение это зависит от правил, которые приняты в той или иной семье. Если в семье принято открыто выражать свою точку зрения, эмоциональные состояния, проявлять заботу, поддержку, то наиболее вероятно, что в семье благоприятный психологический климат, который обеспечивает ребенку налаживание социальных связей более широкого уровня: в группе сверстников в детском саду и с другими взрослыми.

Большую роль в становлении поведенческого компонента принадлежности к семье у ребенка играет механизм подражания. Ребенок перенимает способы поведения и деятельности у взрослых, которые, в свою очередь, являются образцом-ориентиром, авторитетом. Так, например, если взрослые члены семьи с уважением относятся к мнению ребенка, вежливы в общении, демонстрируют заботу и внимание, проводят вместе с ним время, то ребенок подсознательно перенимает подобную модель поведения.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал принадлежность к своей семье на всех трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Так же очень важно в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста использовать в основе ведущий вид деятельности этого возраста – игровую деятельность. Для разработки технологии формирования семейных ценностей в исследовании используем: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д.

Для формирования когнитивного компонента можно использовать сказкотерапию, например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях. В этом задании ребенку также можно предложить готовые игрушки или картинки, на основе которых дошкольник может сочинить свою историю. Это задание может быть как формирующим (представления о семье, профессиях, так и диагностическим для психолога, так как ребенок, скорее всего, будет опираться на образ своей собственной семьи в сочинении сказки.

Эмоционально-мотивационный компонент можно формировать, используя ролевую игру.

Ход совместной деятельности:

(Слышится плач ребенка)

Психолог: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Дети: малыш!

Психолог: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: ему нужны мама и папа.

Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.

Дети высказывают желания по распределению ролей

Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.

Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду,стирать одежду.

Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.

Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой? А что делает бабушка?

Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.

Психолог: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?

Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»).

После ролевой игры проводят беседу, в которой дети отвечают на вопросы, такие как «В какую игру мы играли?», «Какие роли выполняли Ваши персонажи?», «Что делали Ваши персонажи?» и т. д.

Формируя поведенческий компонент можно использовать, например психологическую игру «мамины помощники». Цель игры – научить детей помогать старшим, выполнять несложную работу по дому. Игра учит детей работать в коллективе. Для игры потребуется игрушечный утюжок, кукольная одежда, тазик с водой, мыло, игрушечная посуда, пластмассовая расческа, куклы. Дети рассаживаются на стульчиках. Психолог просит вспомнить, какими домашними делами занимается их мама. Далее ведущий предлагает детям побыть в роли взрослых и сделать какую-нибудь домашнюю работу. Дальнейший характер игры, в основном, зависит от оборудования: кому-то ведущий может поручить постирать кукольную одежду, кому-то приготовить обед, кому-то отгладить кукольную одежду игрушечным утюжком. Другие игроки в это время могут причесывать кукол, одевать их, водить гулять. После игры ведущий может похвалить их за то, что они настоящие мамины помощники.

Список литературы

1. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3)

2. Демографический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL: http://demography.academic.ru/2446

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.

4. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 103

5. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. М., 1998. 304 с.

6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - ISSN 2304-120X.

7. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Мирошник Е. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2015. – № 05 (май). – ART 15167. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15167.htm. – ISSN 2304-120X.

Публикации по теме:

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Обращение к проблеме трудолюбия в контексте изучения феномена труда как деятельности, ее организации, обусловлено следующим: 1. Признанием.

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе На современном этапе развития в нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология.

Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассматриваются проблема роста у детей младшего школьного возраста специфических нарушений письменной речи (дисграфии,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра. Бояркина Елена Васильевна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №26 «Кораблик» г. Бердск, Новосибирская область «Развитие.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Большакова Вера Владимировна. г. Иркутск МБДОУ Д/с 144. Конечная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2017 в 20:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД