Елена Бояркина
Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра.
▼ Скачать + Заказать документы
Бояркина Елена Васильевна
воспитатель первой
квалификационной категории
МАДОУ №26 «Кораблик»
г. Бердск, Новосибирская область
«Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованного искусства»
Публикация «Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».
В. Сухомлинский
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения проблема, они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, гаджеты, айфоны, планшеты… А наше общество, как никогда, нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
С самих ранних лет ребенок стремится проявить творчество, поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. И театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольника. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами : словами, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая, монологическая речь, ее грамматический срой.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, а также позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что позволяет преодолевать застенчивость, неуверенность.
Театрализованная деятельность является источником развития, глубоких переживаний и открытий ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Приведу высказывание известного детского психолога Н. Н. Поддьякова: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими, положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствия от своих ролей. Яркие, положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».
Исходя из вышесказанного, я определила цель педагогической деятельности: развитие творческих способностей детей и формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Поэтапное освоение детьми различных видов театра.
2. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
3. Совершенствовать исполнительские умения в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
4. Развивать навыки коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх.
Работу проводила поэтапно.
Первый этап – организационно-методический:
- разработала примерный план-программу по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента;
- определила требования к уровню подготовки детей по театрализованной деятельности и провела диагностические срезы на начало и конец года;
- подобрала цикл театрализованных игр, включающий общеразвивающие игры, игры на превращения, специальные игры, этюды, игры на действия с воображаемыми предметами;
- составила комплекс социо-игровых заданий-упражнений;
- определила основные этапы работы с детьми над спектаклем;
- разработала, поставила и провела ряд театрализованных занятий, спектаклей, конкурсов «сочинителей» и т. д.
Второй этап – ориентировано-практический.
В течение 2 лет я работаю и творю с детьми подготовительных к школе групп. Их опыт был ограничен посещениями заезжих театров и кукольных театров нашего ДОУ. Но они были чуткими и благодарными зрителями, имели определенный театральный опыт, были знакомы с некоторыми видами театра и театральными терминами. Работу начинала с организации развивающей предметно-пространственной среды. Организовала центр «Творчества и креативности», где изготавливались атрибуты, костюмы, пособия, декорации для будущих театральных постановок. Особое внимание было уделено изготовлению различных видов театра : вязанный, пальчиковый, бибабо, настольный и др.
Я постаралась, чтобы центр творчества соответствовал определенным требованиям ФГОС ДО – трансформируемость пространства, полифункциональность, вариативность. Заинтересованность детей «большими» куклами, «как в том спектакле» определено начало моей работы и я начала обучать детей приемам кукловождения тростевых кукол (кукол на гапите).
Для этой цели использовала этюды с куклой, цель которых - научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнение куклами четкого, ритмичного действия. Также использовала этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствует формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Дети также сочиняли небольшие сказки и песенки, стихотворения, которыми сопровождали движения куклы.
Затем в действие вводились как шумовые инструменты, так и современные музыкальные технологии. Большинство детей довольно легко справляются с заданием и различают приемы вождения, овладевают навыками управления вождения куклами различных видов тетра: театр картинок, ложек, тростевых, напольных и т. д. Во второй половине года знакомила детей с новым видом с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет глубже усвоить содержание полюбившегося произведения. Сочиненные сцены используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.
Работа над этюдами, сценками, упражнениями с куклами различных систем являются подготовительными к постановке спектакля.
Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста, детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждении так, чтобы каждый самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.
Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.
Для овладения основами актерского мастерства детьми широко использовала игры с карточками-пиктограммами, театральные игры. Данные приемы интегрированы с другими видами детской деятельности. Ребята передают образы и в рисунках, лепке, конструктивно-модельной деятельности, постигают азы с помощью мимики, жеста, движения тембра, дикции, интонации, например: дети с помощью жестов учатся передавать различные ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: моет, вяжет, катает снежный ком и т. д. Использование различных упражнений для интонирования слов (радостно, удивленно, тихо, громко) помогало развитию у детей мелодио-интонационной выразительности, плавности речи.
Творческие игровые задания начали усложняться за счет расширения театрально-игрового опыта детей. В творческий процесс включила следующие задания:
- игры-имитации отдельных действий человека, животного, птиц (как птица летит, как бабушка ходит);
- игры-имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций (зайчик увидел лису- испугался; собачка увидела хозяина – обрадовалась);
- игры – импровизации под музыку;
- однотемная игра – драматизация с несколькими персонажами «Колобок»;
- ролевой диалог «Рукавичка».
От игры к игре творческая активность детей нарастала, они запоминали текст, перевоплощались, «входили в образ», овладевали средствами выразительности, развивалась самостоятельность в передаче образа, у них появилось желание участвовать в игровых, драматических миниатюрах на свободные темы.
Стоит сказать об использовании социо-игровых заданий-упражнений, приемов, связанных с театрализацией. Они должны быть ориентированы на «здесь» и «сейчас». Иначе говоря, дети, объединенные для работы в несколько малых групп (например, тройки или четверки, получив одну и ту же идею-задание, приступают к «коллективному» творчеству, чтобы потом представить на суд своих сверстников шедевр.
Отмечу, что сразу всем детям давать задания по театрализации эффективно, когда:
- задания «очень легкие»;
- задания «очень трудные».
К «очень легким» можно отнести такие, которые не требуют длительной подготовки, или большого пространства ля исполнения, или знакомы каждому ребенку по собственной повседневной жизни (например, показать, как собирают грибы – землянику – малину - яблоки; ; как отрывают воображаемую нитку от катушки; как пьют воду маленькие дети –котята – птички - принцы и принцессы; «превращение предмета».)
К «очень трудным» - те, которые поначалу детям кажутся вообще невыполнимыми (например, в своей «истории-сценке» оправдать растопыренные пальцы обеих рук; связать единой историей заданной движение; показать, как люди в разных ситуациях по-разному машут руками и т. д.). Но когда кто-то первым наталкивается на решение, то у всех остальных возникает масса интересных и разнообразных вариантов. (когда у детей возникают недоумения: как же это может быть? – вот тут-то и полезно предоставить возможность сразу всем выдумывать, готовиться, репетировать.)
Чтобы у детей в трудном задании возникли дополнительные «подпорки» в изложении своих желаний, мыслей, задумок, фантазий я предлагала группками взять себе листочки для коллективной или индивидуальной записи слов (или букв, значков или рисунков).
Я в своей группе перед просмотром командных вариантов вводила взаимный контроль либо самих подготовительных сценок, либо тех пометок, которые команды делали на своих рабочих листочках. После взаимного контроля предоставлять слово можно не обязательно только самим командам, но и их контролерам (и даже потом слово предоставлять именно последним (например, если осталось мало времени, так как подготовка подошла к концу).
Еще раз обращу внимание на то, что именно при установке «здесь и сейчас» задания, связанные с театрализацией, способствуют комплексной тренировке воображения, внимания, скорости реакции, уверенности, навыка слаженной работы. Благодаря активизации эмоционального, мысленного коммуникативного настроя каждого участника, выполнение социо-игрового здания становится одним из желанных видов деятельности у дошкольников вне зависимости от той программы, на которой строится образовательная деятельность в детском саду.
Работа с детьми подготовительной группы была направлена также на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства, показать его отличия от других видов искусства (живописи, скульптуры, отметить его синтетический характер.
Просмотр мультимедийных презентаций о театрах г. Новосибирска, энциклопедий, открыток театральной тематики, фото-альбомов расширил словарный запас детей. Активное участие в обогащении видового разнообразия театрализованных игр, атрибутов, изготовление реквизитов, сценических каталогов приняли родители, при этом поощрялось добровольное приобщение детей к совместной продуктивной деятельности, предоставлялась возможность свободного общения и перемещения.
В соответствии с планом-программой по театральной деятельности особое внимание я уделяла ознакомлению детей с основами театральной культуры. На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т. к. создается усилиями всех участников творческого коллектива.
Но главное в театре – это игра актеров. Можно использовать высказывание В. И. Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелют коврик и начнут играть пьеску без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актер – царь сцены».
Показывая отрывки из балетных, оперных спектаклей детских, сценических я говорила с детьми о видах театрального искусства, о его предназначении, обсуждали костюмы, игру актеров.
Культуру поведения в театре я прорабатывала в практической деятельности, используя театральные игры, этюды:
- «Сегодня идем в театр»;
- «О чем говорит театральная программка?»;
- «Можно мне билет на постановку?»;
- «Что мы делали в антракте?»
Закреплять знание театральной терминологии можно в играх «Спектакль и актер», «Волшебная корзинка» и др.
Весь материал преподносится детям в виде проблемных ситуаций, требующих и от детей и от меня активных совместных поисков. Театр и детское творчество в жизни детей тесно связана между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
За 2 года работы на подготовительных к школе группах репертуар детей пополнился инсценировками сказок в разных видах: :
- «Царевна-лягушка»;
- «Кошкин дом»;
- «Заюшкина избушка»;
- «Теремок»;
- «О медведе и старике» идр.
Постановки, которые казались мне удачными, я возобновляла в следующем году с другими детьми. Спектакль получался совершенно иным, дети импровизировали, создавали свои оригинальные танцевально-пластические движения, использовались иные рифмовки, костюмы.
Для постановки детских спектаклей большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу сценария. Литературное произведение выбираем вместе с музыкальным руководителем, учитываем знания и интересы детей.
Заранее продумываем с ним как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.
Разучивая текст, особо обращаю внимание на выразительность речи. Детям своей группы я предоставила возможность самим распределять роли. И обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с моим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учила детей замечать способности своих товарищей : умение перевоплощаться, передавать характерные особенности литературных персонажей в инсценировках.
Сложность сценического действия в том, что оно является таким же логическим и целенаправленным, как и в жизни, но протекает в условиях вымысла. Это доставляет большие трудности ребятам, которые не владеют навыками действия на сцене, мешает активно развивать свои творческие способности.
Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).
Безусловно без участия родителей подобную работу осуществлять затруднительно, но с момента прихода в группу я выстраивала взаимоотношения партнерства с родителями, старалась сделать их своими единомышленниками.
Я провела родительские собрания и консультации:
- «Мы – юные актеры»;
- «Международный день театра»;
- «Театральная семья – это папа, мама, я»;
- «Театр – творчество – дети».
На всех театральных постановках нашей группы присутствовало более 80% родителей. В конце года прослеживалась положительная динамика в развитии умений детей в театрально-игровой деятельности.
Для педагогов детского сада провела семинары:
- «Как создать в детском саду «настоящий театр»?»;
- «Разыгрываем с детьми русские народные сказки»;
- «Как изготовить кукольный театр».
Опыт моей работы по данному направлению готовится к обобщению. В итоге проведенной работы я достигла определенных результатов:
- у 78% детей наблюдается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- у 82% детей сформировано умение с помощью различной интонации, выразительности речи и движений передавать характерные особенности персонажей;
- сформированы коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.
В перспективе своей профессиональной деятельности планирую:
- составить план-программу по театральной деятельности для детей младшего дошкольного возраста;
- открыть на базе детского сада театральную студию для взрослых;
- разработать цикл мультимедийных презентаций «Лучшие театры мира».
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки, загадочных вымыслов и звуков.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!