МААМ-картинки

Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

Елена Яковлева
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников» размещена в разделах

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…

Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому, прежде чем заниматься экологическим воспитанием ребенка, значительное внимание нужно уделить работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества: Педагог-родитель; Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :

1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

2. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

3. Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

4. Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.

5. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

6. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

7. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Используемая литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. -М. :Москва – Синтез, 2006.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27

5. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 113-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/ (дата обращения : 18.09.2018).

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет.

Взаимодействие воспитателей ДОУ с родителями дошкольников по экологическому воспитанию детей Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Аукцион педагогических идей «Экологический бум. Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Аукцион педагогических.

Методическая разработка по экологическому образованию и воспитанию. Внеурочное занятие в ДОУ «Путешествие с Цыпленком» Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2122 МЕТОДИЧЕСКАЯ.

Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо 1. Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО» 2.- «Охранять природу – значит охранять.

Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию творческой активности дошкольников в процессе конструирования из природного материалаВзаимодействие ДОУ и семьи по развитию творческой активности дошкольников в процессе конструирования из природного материала КУЗНЕЦОВА Наталья Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ детский сад № 11 Наро-Фоминского городского округа Общение ребенка с природой.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи Автор: Бикташева Галина Алексеевна, старший воспитатель МАДОУ №21, г. Кемерово Ребенок подрастает и поступает.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (Слайд 2, 3) В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание – это, общение человека с природой, при котором человек находится в гармонии с природой, бережно и эмоционально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 10:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД