Ольга Вашукевич
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить.
Публикация «Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость обучающихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
1. Начнем сначала учебного года. После проведения диагностики логопед
знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.
2. После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли
речевую диагностику, логопед составляет расписание уроков (занятий) и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
3. Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с
учителями, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации.
Темы бесед могут выглядеть следующим образом:
• «Виды речевых нарушений».
Логопед знакомит учителя видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
• «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии».
Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
• «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности».
Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи.
Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.
• «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию».
Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
• «Закрепление приобретенных речевых навыков».
Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.
4. Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить
внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию.
Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.
5. По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы.
Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.
6. В идеале, выпуск с логопункта школы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов.
Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходима для оптимизации учебного процесса.
Материал подготовила: учитель логопед-дефектолог,
Вашукевич Ольга Николаевна,
МБОУ «ОСОШ №1»