ИРИНА ЧУРКИНА
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Титульный
Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию наш опыт работы в рамках культурной практики идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом – проект взаимодействия педагогов и родителей в решении задач воспитания финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 2.
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Актуальность проекта мы видим в следующем: Всем известно, что культура обращения с деньгами – часть общей культуры человеческого общества. Дети с раннего возраста сталкиваются с миром денег и как губки впитывают впечатления, знания, стили финансового поведения окружающих их взрослых. Для того чтобы дети могли, вступив во взрослую жизнь, грамотно распоряжаться своими денежными средствами – необходимо уже в дошкольном возрасте совместными усилиями воспитателей и родителей открыть им мир финансов, воспитать финансово грамотного человека.
Посоветовавшись с родителями, мы выделили несколько основных, периодически возникающих в семьях связанных с финансами проблем, которые мы договорились решать в рамках нашего педагогического проекта. Проблемы мы сформулировали в виде задач - вопросов.
Слайд 3. Проблемы (задачи, решаемые в ходе реализации проекта
Здесь важно отметить, что прежде чем воспитывать что-либо в наших детях, нам приходилось многое перестраивать в самих себе. Потому, что в вопросах финансов родители демонстрируют модель практического поведения, перенимаемую дошкольниками в семье.
Итак
Проблема № 1. Как правильно сформировать у детей отношение к деньгам, исключая возможные, травмирующие психику ребёнка факторы?
На данном этапе реализации проекта мы работали в двух направлениях:
«Начинаем с себя!» и «Бюджет по-детски»
Слайд 4.
Если смотреть с финансовой точки зрения, то семьи воспитанников у нас разные по материальному положению, отношению к деньгам и тратам. По результатам анонимного опроса о финансовых привычках, мы условно разделили семьи на категории, согласно типичным моделям поведения. В первых трех категориях нами были выявлены факторы, препятствующие усвоению культуры обращения с деньгами.
Слайд 5.
Адекватное отношение к финансам на собственном, родительском примере – поможет ребенку в жизни вести себя рационально. Поэтому, решением проблемы в рамках проекта стал выработанный, совместно с родителями, свод принципов для всех семей, помогающий избежать ошибок в финансовом воспитании дошкольника, под названием: «Начинаем с себя!».
Далее мы выяснили, что дошкольники имеют смутные представления, что такое деньги, сколько их нужно на покупку. Им не понятна категория дорого – дёшево. Категорический ответ: «Нет денег» - не делает для ребёнка ситуацию яснее. Маленький ребёнок не понимает, как же их нет, если папа и мама отдают деньги за другие товары.
Слайд 6, 7, 8 Решением данной проблемы мы занялись параллельно – в семьях и в группе, дав ей название: «Бюджет по-детски»
Заключительной частью по данному направлению проекта стало предложение родителям провести с детьми «Квест в супермаркете» : вместе с ребёнком составить список покупок и приготовить сумму, которую запланировали потратить в магазине. Задача ребенка – пройтись с родителем по магазину, собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму, а также заплатить на кассе и проверить сдачу.
Слайд 9. В конце этой игры дети получили сразу несколько актуальных и полезных знаний.
Проблема № 2. Как научить планировать расходы?
Данную проблему мы решали через экономическую игру под названием: «Бюджет семьи»
Слайд 10 Бюджет семьи
Игра проходила в два этапа: в группе, а затем, по желанию, продолжалась дома – в семьях воспитанников.
Сначала, на первом этапе игры, дети определяли, из чего состоит бюджет их семьи, обсуждали, откуда берутся деньги в нем деньги. Затем проигрывали различные финансовые ситуации, делали конвертики «по статьям расходов».
Затем, родители дома вместе с детьми делали конвертики по реальным статьям семейных расходов, и распределяли на глазах ребенка зарплату по этим конвертикам, показав наглядно: оплата за квартиру - столько-то, за еду столько-то, за одежду и т. д. Некоторая, небольшая сумма, выделялась и на личные потребности ребенка. При таком подходе картина финансового положения семьи намного легче усваивалась детьми, приходило понимание, почему родители не могут «прямо сейчас» купить дорогостоящую безделушку.
Слайд 11, 12. Планируемые расходы
По итогу игры составлялись карты семейных расходов.
Проблема № 3. Как контролировать детские расходы не унижая личности ребёнка и как премировать за детские успехи и достижения?
Данную проблему мы решали преимущественно в условиях семьи, для чего выбрали основным средством обучения – копилку. Она приучает ребенка откладывать «копеечку», показывает, что можно, сэкономив, из мелочи сделать целое «состояние», учит распоряжаться финансами и развить чувство ответственности. Это хорошая подготовка к взрослой жизни, где даже небольшие накопления - это уверенность в завтрашнем дне.
Слайд 13. Родителям было предложено подарить ребенку копилку (как подарок за какие-либо достижения, либо, как вариант - использовать в качестве копилки стеклянную банку - она позволяет ребенку увидеть прогресс в накоплении. В прозрачной банке очень легко можно увидеть, как растет кучка монет – вчера там были только 50-копеечные монеты и пара рублей, а сегодня там уже есть 5-рублевые и даже одна десятирублевая монета!
Копилка позволяла наблюдать, анализировать и контролировать накопления и расходы ребёнка, не вторгаясь в его личное пространство без острой необходимости.
Слайд 14. Источники пополнения копилок были разными.
Вместе с тем, в детском саду и семье мы объясняли, что копилка не простая игрушка, а инструмент «денежного» образования». Старались тактично обрисовать детям пути расходования накопленной суммы, особенно если усилиями бабушек и дедушек капитал получался солидным.
Предлагая ребенку обговорить - на что он будет копить, подводили к мысли, что деньги собираются не ради самого накопления, а на определенные цели, в том числе – возможно и на благотворительные – например, покупку корма для бездомных животных, подарок кому – либо из близких к Новому году.
Итогом педагогического проекта стало : усовершенствованные навыки сотрудничества воспитателей и родителей по формированию и развитию реального экономического мышления дошкольников, получение детьми основ финансовой грамотности и практических умений.
И в заключении мы хотим отметить, что: Если мы, взрослые люди, задумываемся над тем, какие заботы чаще всего нас занимают, то поймём, что наш сегодняшний день практически на 100% составляют финансовые проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи – всё это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что волнующие нас проблемы не могут оставаться незамеченными для наших детей. Постепенно у них формируется своё собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимания на этот процесс, не стараться влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.