Юлия Николаевна Кузнецова
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд и готовы понести большие материальные затраты, когда они готовятся к его рождению. Ждать появление ребенка, заботиться о нем, знакомиться и общаться с ним – ценность сама по себе. Ребенок своими достижениями может косвенно доставить своим родителям радость. У большинства родителей есть мечты относительно будущего своих детей, иногда они ожидают, что дети осуществлять их собственные надежды. Когда же появляется ребенок с нарушениями развития, родители начинают видеть в этом ребенке наказание за прежние грехи, испытание силы их веры, подтверждение того, что они не удались как родители, не удался их брак, или конец потоку поколений. Когда ограничения нельзя излечить, непоправимость того, что произошло, заставляет мать почувствовать себя в ловушке. Она совершенно бессильна. Её охватывает паника, и она не видит никакой возможности «сбежать». С точки зрения психологии это можно назвать этапами переживания горя. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с семьей специалист должен понимать на какой стадии переживания горя находиться родитель.
Публикация «Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Этапы переживания горя:
1 Шок, отрицание. Это этап исполнен тоски и протеста. Родители продолжают поступать так, как если бы ребенок был здоров. Это проявляется в их надежде на то, что диагноз поставлен не правильно или, что ребенок догонит своих здоровых сверстников. Родителей раздражают и сердят те, кто пытается заставить их осознать действительность. К этому они пока не готовы.
2 Гнев, обида. Диагноз поставлен, врачи неумолимы в своем вердикте. Начинается мучительный этап вопросов: «Как это могло случиться с нами?». Гнев на себя, на близких, на весь мир. Часто в этот период отцы уходят из семьи, не в силах смериться с действительностью. И мать остается одна, поглощенная своим горем.
3 Отчаяние, депрессия. На смену обиды приходит отчаяние. Мама еще «непривязана» любовью к реально существующему ребенку. Та родительская роль, которую она подготовила, как счастливая мама ребенка без ограничений, оказалась неподходящей, и она не знает, в чем заключается её новая роль. На этом этапе очень важно обрести новые реалистичные мечты с действительным ребенком.
4 Принятие. Обретение новой мечты. Признание горя, как нормальной психической реакцией, дает родителям больше времени на то, чтобы подготовиться и привыкнуть к новой реальности. На этом этапе происходит осознание, что будущее все же есть. Начинается активное взаимодействия с семьей ребенка, направленное на оказание психологической, коррекционно – развивающей, консультативной помощи.
Этапы работы с семьей :
1. Знакомство с семьей. На этом этапе важно увидеть микроклимат семьи, оценить поведение ребенка в новой обстановке, узнать о его интересах и пристрастиях. Выслушать запрос и сопоставить его с реальными возможностями ребенка. На этапе знакомства с семьей происходит прояснение зон ответственности родителя и специалиста. Здесь говориться о том, что родитель это активный участник процесса, устанавливаются правила поведения и рамки сотрудничества. Сопоставляются возможности и ограничения ребенка. Родителям дается реальная картина о том, какие навыки и умения специалист сможет сформировать в процессе занятий. Специалист выстраивает программу обучения, согласуя ее с родителями. Родитель принимает программу. Заключение «срочного» договора.
2. Занятия с ребенком. На занятиях с ребенком специалист показывает модель взаимодействия «родитель – ребенок». Родитель повторяет поведение специалиста, следует его инструкциям. Специалист подчеркивает успешность обоих и родителя и ребенка. В процессе педагог и родитель сравнивают ребенка только с самим собой, ведется дневник достижений. В дальнейшем родитель самостоятельно занимается с ребенком, моделируя ситуацию на занятии.
3. Групповая работа с родителями. Группа формируется после 3 – 10 индивидуальных занятий. На групповых занятиях родители обсуждают и получают помощь в решении конкретных проблем детей (поведение дома, в транспорте, трудности с едой, туалетом и т. п.). Информирование и обсуждение по вопросам выбора детского сада, школы, других центров, мест для отдыха, интернет – ресурсов, беседы с приглашенными специалистами (юрист, врач, дефектолог, логопед и т. п.). По запросу родителей проводятся тренинги, психологические упражнения. И как результат происходит активизация родительских ресурсов, увеличение компетенции, переосмысление, принятие своих переживаний и получение эмоциональной поддержки.
4. Группа «Родители и дети». Подготовка и проведение совместных мероприятий, праздников, постановка спектаклей, отдых в летних интегрированных лагерях способствует сплочению семьи, избавлению от чувства стыда за своего ребенка. Родитель начинает получать удовольствие от общения со своим ребенком и от жизни в целом.