МААМ-картинки

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра

Юлия Николаевна Кузнецова
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра

В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд и готовы понести большие материальные затраты, когда они готовятся к его рождению. Ждать появление ребенка, заботиться о нем, знакомиться и общаться с ним – ценность сама по себе. Ребенок своими достижениями может косвенно доставить своим родителям радость. У большинства родителей есть мечты относительно будущего своих детей, иногда они ожидают, что дети осуществлять их собственные надежды. Когда же появляется ребенок с нарушениями развития, родители начинают видеть в этом ребенке наказание за прежние грехи, испытание силы их веры, подтверждение того, что они не удались как родители, не удался их брак, или конец потоку поколений. Когда ограничения нельзя излечить, непоправимость того, что произошло, заставляет мать почувствовать себя в ловушке. Она совершенно бессильна. Её охватывает паника, и она не видит никакой возможности «сбежать». С точки зрения психологии это можно назвать этапами переживания горя. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с семьей специалист должен понимать на какой стадии переживания горя находиться родитель.

Публикация «Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Этапы переживания горя:

1 Шок, отрицание. Это этап исполнен тоски и протеста. Родители продолжают поступать так, как если бы ребенок был здоров. Это проявляется в их надежде на то, что диагноз поставлен не правильно или, что ребенок догонит своих здоровых сверстников. Родителей раздражают и сердят те, кто пытается заставить их осознать действительность. К этому они пока не готовы.

2 Гнев, обида. Диагноз поставлен, врачи неумолимы в своем вердикте. Начинается мучительный этап вопросов: «Как это могло случиться с нами?». Гнев на себя, на близких, на весь мир. Часто в этот период отцы уходят из семьи, не в силах смериться с действительностью. И мать остается одна, поглощенная своим горем.

3 Отчаяние, депрессия. На смену обиды приходит отчаяние. Мама еще «непривязана» любовью к реально существующему ребенку. Та родительская роль, которую она подготовила, как счастливая мама ребенка без ограничений, оказалась неподходящей, и она не знает, в чем заключается её новая роль. На этом этапе очень важно обрести новые реалистичные мечты с действительным ребенком.

4 Принятие. Обретение новой мечты. Признание горя, как нормальной психической реакцией, дает родителям больше времени на то, чтобы подготовиться и привыкнуть к новой реальности. На этом этапе происходит осознание, что будущее все же есть. Начинается активное взаимодействия с семьей ребенка, направленное на оказание психологической, коррекционно – развивающей, консультативной помощи.

Этапы работы с семьей :

1. Знакомство с семьей. На этом этапе важно увидеть микроклимат семьи, оценить поведение ребенка в новой обстановке, узнать о его интересах и пристрастиях. Выслушать запрос и сопоставить его с реальными возможностями ребенка. На этапе знакомства с семьей происходит прояснение зон ответственности родителя и специалиста. Здесь говориться о том, что родитель это активный участник процесса, устанавливаются правила поведения и рамки сотрудничества. Сопоставляются возможности и ограничения ребенка. Родителям дается реальная картина о том, какие навыки и умения специалист сможет сформировать в процессе занятий. Специалист выстраивает программу обучения, согласуя ее с родителями. Родитель принимает программу. Заключение «срочного» договора.

2. Занятия с ребенком. На занятиях с ребенком специалист показывает модель взаимодействия «родитель – ребенок». Родитель повторяет поведение специалиста, следует его инструкциям. Специалист подчеркивает успешность обоих и родителя и ребенка. В процессе педагог и родитель сравнивают ребенка только с самим собой, ведется дневник достижений. В дальнейшем родитель самостоятельно занимается с ребенком, моделируя ситуацию на занятии.

3. Групповая работа с родителями. Группа формируется после 3 – 10 индивидуальных занятий. На групповых занятиях родители обсуждают и получают помощь в решении конкретных проблем детей (поведение дома, в транспорте, трудности с едой, туалетом и т. п.). Информирование и обсуждение по вопросам выбора детского сада, школы, других центров, мест для отдыха, интернет – ресурсов, беседы с приглашенными специалистами (юрист, врач, дефектолог, логопед и т. п.). По запросу родителей проводятся тренинги, психологические упражнения. И как результат происходит активизация родительских ресурсов, увеличение компетенции, переосмысление, принятие своих переживаний и получение эмоциональной поддержки.

4. Группа «Родители и дети». Подготовка и проведение совместных мероприятий, праздников, постановка спектаклей, отдых в летних интегрированных лагерях способствует сплочению семьи, избавлению от чувства стыда за своего ребенка. Родитель начинает получать удовольствие от общения со своим ребенком и от жизни в целом.

Публикации по теме:

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 14 июня 2022 в 13:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД