Эльвира Габдрафикова
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируется и не задерживают развитие речи ребенка. Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда» размещена в разделах
Логопед работает с детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное произношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.
Воспитатель / Логопед
Формирует правильное звукопроизношение / Исправляет неправильное произношение
Подготовительный этап
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
(Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков) Создание определенных положений и тренировка движения органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционных органов, которые были неправильны, а в некоторых случаях невозможны.
Этап появления звука
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность детей к подражанию.
Подбирая звуковые образы (звукоподражание, соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые не произносят его, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.
Постановка звука.
Постановка обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе упражнения теперь вводятся в комплекс движений, и отрабатывается правильная артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет его, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.
Этап усвоения звука
Уточнение правильного произношения звука.
Звук уточняется в слогах, словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Автоматизация звука.
Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, рассказы, свободная речь.
Упражнения артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков
1. «Улыбочка». Губы растянуть в улыбке как можно шире, зубы не видны.
2. «Заборчик». Губы в улыбке, видны сомкнутые верхние и нижние зубы.
3. «Блинчик». Рот приоткрыт в полуулыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его на счет от 3-5 (язык находится в спокойном положении, без подергиваний).
4. «Накажем непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить язычок на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя», затем постучать по языку зубами и произнести «та-та-та».
5. «Кошка сердится». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.
6. «Расческа». Губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Язык постепенно проходит сквозь зубы, верхние зубы скользят по спинке языка, «расчесывая» его.
7. «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить за нижние зубы, а затем поднять за верхние зубы.
8. «Чистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком выполняем движения вверх- вниз, влево – вправо сначала за нижними, а затем за верхними зубами.
9. «Месим тесто». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язычок постепенно выдвигаем вперед, при этом захватывая зубами сначала кончик, спинку, затем прячем язык в рот, захватывая его в обратном направлении: спинка, кончик.
10. «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз и спрятать язык внутрь.
11. «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут изо рта. Боковые края и широкий кончик языка подняты вверх.
12. «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать язык к небу и удерживать его на счет до 3, затем «отскочить».
13. «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык присосать к небу, а затем «отскочить». Выполнять упражнение 3-4 раза.
14. «Маляр». Рот открыт. Широким языком погладить небо, выполняя движения вперед-назад.
15. «Дятел». Выполнять удары широким язычком по альвеолам (бугоркам) за верхними зубами, произнося «д-д-д-д».
16. «Индюк». Рот открыт. Язык движется по вперед- назад по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл».
17. «Окошечко». Губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты и видны в «окошечко».
Упражнения на расслабление языка
«Накажем непослушный язычок»
«Расческа»
«Месим тесто»
Комплекс упражнений для свистящей группы звуков
1. «Улыбочка»
2. «Заборчик»
3. «Блинчик»
4. «Кошка сердится»
5. «Качели»
6. «Чистим зубы»
Комплекс упражнений для шипящей группы звуков
1. «Улыбочка»
2. «Заборчик»
3. «Блинчик»
4. «Качели»
5. «Чистим зубки»
6. «Окошечко»
7. «Вкусное варенье»
8. «Чашечка»
Комплекс упражнений для сонорной группы звуков
1. «Улыбочка»
2. «Заборчик»
3. «Блинчик»
4. «Дятел»
5. «Маляр»
6. «Грибок»
7. «Лошадка»
8. «Индюк»