Приложение МААМ

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы)

Наталья Юрченко
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Успешное осуществление коррекционно - воспитательной работы в условиях специальной логопедической группы предлагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Логопед начинает работу над каждой темой с уточнения лексического значения слова или если оно известно со значения его грамматической формы. Работа по овладению детьми полным объемом предлагаемого материала проводится логопедом и воспитателем в постоянном взаимодействии. Коррекция речевого развития в условиях специальной групп является основной задачей и естественно, что в обязанности логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности. Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря детей.

Публикация «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы)» размещена в разделах

Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только общедидактическим признакам (доступность, наглядность, актуальность и др., но и специфически речевым: учитывается звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение, ударность отдельных морфем, синтаксические модели. Это относится к таким темам, как употребление слов с определенными морфемами (учитель, воспитатель, строитель и т. п., знакомство с той или иной моделью словоизменения, это почти вся работа над пониманием устной речи.

Общеобразовательные занятия и режимные моменты позволяют воспитателю успешно продолжить начатую логопедом работу по активизации в речи детей данного материал. Речевой материал, работу над усвоением которого целесообразно начинать воспитателю, в основном является либо обиходным, либо постоянно употребляемым на общеобразовательных занятиях. При его отборе следует руководствоваться требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" (зачастую более младшей возрастной группы). На занятиях по родному языку, проводимых в соответствии с программой, и в повседневной жизни воспитатель стремиться создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит на воспитательских занятиях по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счету и простейшим счетным операциям (+,-) происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (например, пять картинок, от двух яблок, к трем флажкам и т. п.). Логопед на этой базе получает возможность закрепить навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, бабочек, флажков и т. п., углубить знакомство детей с категорией одушевленности (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух девочек). Итак, воспитатель в ходе работы по усвоению "Программы воспитания" либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение.

С первых дней пребывания детей в группе логопед с воспитателями определяет задачи обучения и воспитания детей. На основе анализа материалов обследования, зафиксированных в речевых картах и с учетом материалов обследования воспитателями по другим разделам программы составляется подробный перспективный план. Лексические темы по неделям года обсуждаются и планируются логопедом совместно с воспитателями.

Например, при прохождении темы "Одежда" воспитателями в словаре детей закрепляются, уточняются названия предметов одежды, а логопедом параллельно эти названия одежды включаются в словосочетания, составляются с ними предложения. И наоборот, когда дети усвоили грамматические формы названий предметов одежды на логопедических занятиях, воспитатели закрепляют их в игре во время режимных процессов.

На своем занятии логопед учит детей переосмысливать слова-действия (глаголы с приставками) в сравнении, в сопоставлении. Тесная связь в работе с воспитателем состоит в том, что воспитатель закрепляет эти понятия в жизненных ситуациях при выполнении действий (надеть, одеть, снять, повесить, выгладить, просушить и т. п.)

Таким образом, создаются условия для многократности повторения и на занятиях и вне их. Кроме того, общение в процессе совместной деятельности - это своеобразная школа практики, в результате которой ребенок обучается, усваивает, уточняет слова-действия с оттеночными приставками, узнает смысл новых для него слов.

Возможности развития связной речи становятся поистине неисчерпаемыми когда воспитатель и логопед одновременно работают над темой. Обсуждая тему они отбирают приемы подачи материала, учитывают индивидуальные особенности детей. На занятиях дети учатся наблюдать языковые изменения, связно излагать свои мысли, вырабатывают внимание, развивают память.

Публикации по теме:

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя речи Тема: Предлог «из-под». Цель: Учить детей выделять в предложении.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и грамматического строя речи «Звуки [п], [б]» Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и грамматического строя речи Тема: «Звуки б, б' и буква б». Задачи: Произношение.

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников» Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Задачи по формированию грамматической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы)
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 20:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юрченко (УИ 400305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД