Лариса Дерябина
Экологическая прогулка «Наблюдение за муравьями» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая прогулка по теме :
«Наблюдение за муравьями» старшая группа
Цель: Закреплять представления о муравьях, их образе жизни и строительстве муравейника.
Задачи:
Формировать представления о муравьях, их образе жизни и
устройстве муравейника, о пользе насекомых; активизировать познавательную активность.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, умение
взаимодействовать в коллективе.
Публикация «Экологическая прогулка „Наблюдение за муравьями“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать желание заботиться о муравьях, не разрушать условия
жизни насекомых.
Предварительная работа:
- чтение: Л. Толстой «О муравьях», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; - ознакомление с д/материалом «Насекомые»;
- наблюдение за насекомыми на прогулке;
- загадки и стихи о насекомых.
- заучивание игры с пальчиками «Муравейник на поляне»
Оборудование: план – схема экологической тропинки, лупы, сахар, 2 палочки для эстафеты, два мяча – маленький и большой, ведро для сбора мусора, шапочки муравьев и слона.
Ход прогулки;
Как вы думаете, кто самый сильный на земле?
Мы лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
Догадались про кого эта загадка?
Живут ли у нас на территории детского сада муравьи?
Видели ли вы муравьев зимой, почему?
А вы хотите увидеть этих насекомых?
Давайте посмотрим на план – схему нашей экологической тропинки и определим, где расположен муравейник.
Воспитатель с детьми отправляются по маршруту к объекту наблюдения (уголок леса).
Выбирается ребенок – экскурсовод (заранее подготовленный, который
рассказывает о муравьях.
«Муравейник»
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спориться бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
Наблюдение :
Живут муравьи большой семьей в муравейнике. Муравейник может находиться как над землей, так и под землей. Муравейником правит муравьиная принцесса, когда она была маленькой, у неё были крылышки. Но став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых появляются личинки. О них заботятся рабочие муравьи – они их кормят и следят за ними.
Охраняют муравейник – солдаты. Муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса»
Поисково – исследовательская деятельность на прогулке :
Цель: развивать познавательную активность детей, формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
1. Взять лупу и рассмотреть муравья.
2. Насыпать сахар дорожкой и посмотреть, как муравьи будут себя вести.
( Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях, затем они успокоятся и мы увидим одну или несколько
длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно).
Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне»
Ночью крепко - крепко спит.
А как солнце заиграет
Муравьишки выбегают.
Лапками перебирают
И головками качают
Муравьишек ровно пять
1-2-3-4-5.
Очень дружные они.
Ты, дружок, их береги.
Психогимнастика «Муравьи»
Цель: обучать приемам само расслабления, развивать выразительность движений, воображение.
Воспитатель предлагает детям изобразить муравьев : постараться сымитировать, как муравьи отыскивают и носят материал для муравейника, играют и т. д.
Трудовая деятельность
Этюд «Муравьишки». Коллективный труд по уборке территории.
Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.
Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.
Подвижные игры
Эстафета «Перенеси палочки»
Цель: упражнять скоростном беге, развивать ловкость, воспитывать чувство
коллективизма.
Группа детей делится на 2 команды. Начинают по одному муравью с каждой команды.
По сигналу они бегут к палочке, обегают её и возвращаются. За них цепляется следующий, и они продолжают бег вдвоём и т. д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.
Подвижная игра "Муравьи и слон".
Цель: развивать внимание, быстроту и ловкость.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".
Дети танцуют, как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев пугать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из
тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Д/упражнение «Продолжи предложение» или «Кто как передвигается?».
Дети становятся в круг. Воспитатель читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых: машут руками как крылышками (летает насекомое, перебирают пальчиками (ползает насекомое, прыгают (прыгает насекомое).
Клоп ползает, а кузнечик. (прыгает).
Бабочка летает, а сороконожка (ползает).
Муравей ползает, а бабочка (порхает).
Сороконожка ползает, а стрекоза. (летает).
Комар летает, а таракан… (ползает).
Бабочка порхает, а муха… (летает).
Шмель летает, а муравей (ползает).
Кузнечик прыгает, а оса. (летает).
Божья коровка летает, а клоп. (ползает).
Таракан ползает, а сверчок. (прыгает).
Д/игра «Маленький и большой» (с мячами).
У воспитателя большой и маленький мячик. Кому из детей бросает маленький мячик – тот называет ласково маленькое насекомое, а кому большой – тот называет насекомое преувеличенно большим (великана).
Жук – жучок – жучище. Комар – комарик – комарище. Клоп – клопик –
клопище. Муравей – муравьишка – муравьище. Пчела – пчелка – пчелище. Таракан – тараканчик – тараканище.
Проблемные ситуации
«По муравьиной тропе»
1. Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?
2. Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?
3. Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями.
Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?
4. В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника?
О чем бы пошептал на ушко таким туристам?
Итог экологической прогулки
Продуктивно - художественная деятельность – совместное изготовление плаката «Не обижайте, муравьёв!
Плакат «Не обижайте муравья»