Анна Ширинян
Экологические игры по экологии Апшеронского района для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические игры по экологии Апшеронского района,
для детей старшей и подготовительной группы.
Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами.
В. И. Вернадский
Публикация «Экологические игры по экологии Апшеронского района для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Апшеронский район – один из самых впечатляющих и живописнейших уголков Краснодарского края, располагающих различными природными ландшафтами, туристскими и бальнеологическими ресурсами, археологическими памятниками. Путешествовать по району – все равно, что знакомиться с историей мироздания, это ущелья и пещеры, альпийские луга горной лесной зоны, стоянки древнего человека и множество смотровых и обзорных площадок, холодные, быстрые реки и горные вершины, высотой до 2000 м. Во многих местах горные реки превращаются в водопады, поражающие своей удивительной красотой. На площади в 224 тысячи гектаров (более 80% площади Апшеронского района покрыто лесами) растут лесные массивы ценной породы. В лесах обитают волки, шакалы, кабаны, олени, косули, лани, лоси, бурые медведи, еноты, хорьки, выдры, горностаи и масса других животных и птиц.
Несмотря на то, что мы живем в таком живописном уголке, проблемы с экологией все же существуют. Неприятно и горько смотреть, как из израненных деревьев течет сок, как среди пробивающейся травы валяется мусор, выброшенный туристами, разоряют птичьи гнезда, ломают деревья, издеваются над животными, как уничтожаются растения, занесенные в Красную книгу Краснодарского края, как вырубаются леса и загрязняется атмосфера.
Недостаточное экологическое образование людей порождает потребительское отношение к природе. Воспитание экологически образованных граждан является важной задачей на сегодняшний день. Поэтому просвещать детей в сфере экологии необходимо начинать уже с дошкольного возраста.
Дать ребенку необходимые знания об окружающих предметах, научить рассуждать, делать выводы, обобщать. Целесообразно это делать в ходе дидактической игры.
Различные задания помогут закрепить полученные знания, научат ребенка объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения. Поэтому для воспитания экологической культуры своих воспитанников, я разработала дидактические игры, целью которых является формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к окружающей природной среде. В процессе дидактических игр мы преследуем следующие задачи:
• формирование у детей отношения к природе как нашему общему дому;
• формирование понятия, что животные и растения зависимы от человека;
• развитие памяти, внимания, мышления, произвольного и зрительного восприятия;
• воспитание гуманистической ориентации личности подрастающего поколения.
При разработке дидактических игр я придерживалась следующих принципов:
• принцип активности, который выражает активное проявление интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;
• принцип доступности игры, так как любая дидактическая игра должна быть проста и понятна;
• принцип наглядности, выражающий наличие необходимого для дидактической игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки, разные предметы и т. д.);
• принципы занимательности и эмоциональности игры усиливают познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участия и завершения игры;
• принцип коллективности, как коллективная деятельность индивидуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;
• принцип состязательности и соревнования в дидактической игре побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил человека;
• принцип результативности позволяет представить дидактическую игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
• принцип проблемности заключается в том, что сама игра создает условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций.
Дидактическая игра может выступать в качестве метода обучения, формы обучения и средства обучения. Посредством дидактических игр у меня появляется возможность контроля и диагностики хода и результата воспитательно – образовательного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений.
Образовательную работу по экологическому образованию дошкольников я провожу не только с детьми, но и с их родителями. Кроме того, что родители оказывают посильную помощь в изготовлении дидактического материала, особо заинтересованные, непосредственно участвуют в процессе образования, делятся своим личным опытом, особенно те, если их профессия затрагивает проблемы экологии (лесничий, пожарный, инженер - эколог и т. д.).
Приложение.
Дидактическая игра «Выложи картинку»
Задачи: продолжать знакомить детей с особо охраняемыми памятниками природы Апшеронского района; заинтересовать детей в сборе картинок с их изображениями; развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.
Материал: пазлы с изображениями памятников природы Апшеронского района (Большая и Малая Азизская пещеры, гора Ленина, гора Спящий черкес, Гуамское ущелье, пещера «Каньон», пещера «Красивая», пещера «Нежная», пещера «Пикетная», скала Собор и т. д.)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, интерактивные экскурсии по особо охраняемым памятникам природы Апшеронского района.
Ход игры : Дети рассматривают картины с изображениями памятников природы Апшеронского района. Далее ребенок выбирает картинку, которую он хочет собрать. Воспитатель, совместно с ребенком обсуждает памятник природы, изображенный на этой картинке (что он собой представляет, где он находится, чем он уникален). Затем, с помощью воспитателя выкладывается изображение. На первоначальном этапе пазлы можно выкладывать прямо на картине, т. к. они выполнены 1:1. Затем данную картинку можно выложить на столе.
Усложнение: детям постарше воспитатель предлагает собрать картинку из 24 паззлов.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
Задачи: познакомить детей с ценными массивами лесных пород, произрастающих на территории Апшеронского района (бук, пихта, дуб, граб, каштан, тис, самшит и др.) и их особенностями (листья, семена); развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: мультимедийная презентация с изображением самих деревьев; отдельным изображением листьев и семян, соответствующим этим деревьям; карточки с изображением листьев, карточки с изображением семян.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке; чтение детской природоведческой литературы; интерактивная экскурсия по лесам Апшеронского района; сбор гербария.
Ход игры : Воспитатель показывает слайд с деревом, просит детей найти листья и семена, соответствующих этому дереву.
Далее воспитатель включает следующий слайд, на котором изображен листок от этого дерева (дети проверяют правильность выполнения этого задания, путем сопоставления изображений).
Третий слайд показывает семена этого дерева (дети проверяют правильность выполнения этого задания, путем сопоставления изображений).
На четвертом слайде изображено дерево с листочками и семенами (для закрепления зрительного восприятия ребенка).
Для одной игры берется не более 5 -7 видов ценных лесных пород.
Игра «Представь себе…».
Задачи: продолжать развивать познавательный интерес детей к окружающему миру своего района; способствовать развитию воображения и слуховой памяти.
Предварительная работа: беседа, чтение художественных произведений о природе; рассматривание иллюстраций природных объектов Апшеронского района (озеро, водопад, гора, река, пещера и т. д.); отгадывание загадок, беседы о природных объектов; разучивание физкультминутки "Мы корзиночки возьмём. "
Ход игры : Воспитатель называет один из природных объектов Апшеронского района (озеро, водопад, гора, река, пещера и т. д.) и предлагает ребенку представить, как этот объект выглядит. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: озеро – большое, глубокое, водится рыба, растут камыши, плавают лодки, утки с утятами и т. п.
Усложнение: Зарисовать природный объект и его признаки.
«Где, чей дом?»
Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразной фауной Апшеронского района, в том числе с животными Большого Кавказского Государственного заповедника (серны, зубры, лоси, пятнистый и благородный олени и т. д., а также животных занесенных в Красную книгу (обитающих на территории Апшеронского района); формировать знания о местах проживания животных, развивать внимание, память, логическое мышление.
Материал: магнитные картинки с изображением животных (в том числе животных Большого Кавказского Государственного заповедника (серны, зубры, лоси, пятнистый и благородный олени и т. д.) и животных занесенных в Красную книгу (обитающих на территории Апшеронского района);
три игровых поля с изображениями леса, гор, озера.
Предварительная работа:
-просмотр фильмов о животных, птицах и насекомых обитающих на территории Апшеронского района;
-рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир», «Растительный мир», «Мир насекомых»;
-прослушивание записей голосов птиц и животных;
-чтение художественных произведений о животных, птицах и насекомых;
-разучивание подвижных игр «У оленя дом большой», «Хитрая лиса».
Ход игры : Воспитатель показывает ребенку игру с игровыми полями и набор картинок с животными. Педагог обращает внимание на то, что в игре три игровых поля: лес, горы, озеро. Воспитатель предлагает ребёнку поместить каждое животное из набора картинок в свой «домик», т. е. туда, где оно обитает.
Особое внимание воспитатель уделяет животным, обитающих на территории Апшеронского района, занесенных в Красную книгу, находящихся под угрозой исчезновения.
Игра «Юные туристы»
Задачи: Развивать навыки бережного отношения к природе;
-учить реагировать на поведение окружающих относительно природы;
-рассказывать о своих действиях по охране окружающей среды;
-воспитывать осознанно-правильное отношение к природе.
Предварительная работа:
-наблюдения на участке во время прогулок;
-чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о природе.
Ход игры. Воспитатель произносит разные фразы, касающиеся поведения детей на природе. Если фраза относится к действию бережного отношения к природе, то дети хлопают, если наносящему вред - топают.
Например:
• срывать цветы и бросать их (топают);
• сажать деревья (хлопают);
• разбрасывать мусор (топают);
• поджигать сухую траву (топают);
• собирать после себя мусор (хлопают);
• разорять гнезда (топают) и т. п.
После каждого ответа, воспитатель просит детей объяснить их выбор.
Усложнение: в конце игры воспитатель предлагает зарисовать, что можно и нельзя делать, находясь на природе.
Игра «Узнай и назови»
Задачи: продолжать знакомить детей с растениями, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, (цикламен, подснежник, морозник, учить детей находить первые весенние цветы, по сравнительно мелким стебелькам с белыми или розово-фиолетовыми, как у цикламенов цветками, среди других растений; учить детей воспринимать объект в целом, развивать умение видеть красоту.
Материал: карточки с изображением различных растений, произрастающих в Краснодарском крае, (ромашка, подорожник, одуванчик и т. д., в том числе цикламена, подснежника, морозника.
Предварительная работа:
-рассматривание растений на территории детского сада с выделением характерных признаков внешнего вида (стебель, лист, цветок);
-рассматривание иллюстраций с изображением первых весенних цветов (цикламена, подснежника, морозника).
Ход игры : Воспитатель берет из корзинки (коробки) карточки с изображением растений и показывает их детям. Дети называют растение и определяют, является ли оно первым весенним цветком или нет.
В процессе игры воспитатель вместе с детьми уточняет строение растения: величину и форму листьев, а также размер стеблей и цветков.
Игра «Кто больше соберет»
Задачи:
-познакомить детей с понятием "сортировка мусора";
-развивать умение классифицировать мусор, (пластик, бумага, пищевые отходы);
-способствовать формированию экологической культуры.
Материал: 8 мусорных корзинок по 2 на каждую классификацию (на каждой корзине изображение того материала, который нужно в него положить);
-карточки с изображением «мусора».
Предварительная работа: игры по определению материала, из которого сделан предмет, игрушка и т. п.
Игровая ситуация: Мы приехали на полянку отдохнуть и поиграть, а вокруг увидели много мусора. Воспитатель спрашивает у детей : Что же делать? Все вместе решили, что наверное, придется возвращаться в детский сад, мы же не будем играть среди мусора? Воспитатель выслушивает предложения детей и подводит к понимаю того, что его нужно собрать.
Ход игры : на полу или на ровной площадке высыпается «мусор». Играющие делятся на две равные команды (по 5 человек) и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки.
По сигналу игроки обеих команд стараются быстро собрать большее количество «мусора» и правильно разложить его по соответствующим корзинам.
Воспитатель вместе с детьми разбирает корзины, и проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания. Выигрывает та команда, которая правильно разложила собранный «мусор». Затем соревнуются другие дети. Игра может повторяться столько раз, сколько есть желающих участвовать в ней.
Усложнение: в игру добавляется корзина с изображением металла и карточки с изображением металлического «мусора».