Инна Шаткова
Экологический поект «Изумрудный город» в старшей группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для детей старшей группы комбинированной направленности
«Изумрудный город»
Тема проекта: «Отчего всё растёт в огороде весной?»
Автор проекта: Шаткова И. А
Вид проекта: исследовательский, творческий, подгрупповой.
Публикация «Экологический поект „Изумрудный город“ в старшей группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Волков А.М., «Волшебник изумрудного города»
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Предмет исследования: овощные культуры (репа, редис, помидоры, перец. фасоль, лук, салат, ветки сирени, липы, берёзы и тополя.
Продолжительность проекта: долгосрочный (март- апрель- май)
Участники:
дети старшей группы комбинированной направленности, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5 -6 лет
Актуальность проблемы:
2017 год объявлен годом экологии.
Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и обретение знаний о необходимых и достаточных условиях для роста и развития растений весной. Проект возник в ходе подготовки к конкурсу на лучший огород на подоконнике и посева семян для рассады помидоров на волне детской любознательности.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в непознанное и приобрести новые знания.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Цель проекта:
расширить знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений путём создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности через сказку А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей представление о том, как создать мини-огород на подоконнике;
2. Воспитывать желание производить исследовательские (вести наблюдения и фиксировать их результат в доступной форме) и трудовые действия самостоятельно и в сотрудничестве с воспитателем
3. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, рассаживание, пересадка, подкормка, прополка).
. Вызвать у детей интерес к овощным огородным культурам через стихи, загадки, проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
5. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Продукты проектной деятельности:
мини – огород на подоконнике, журналы наблюдений. рисунки и поделки, фоторепортаж о работе по проекту.
Этапы проекта:
1 Этап – подготовительный:
1 Изучение методических пособий и литературы по теме.
2. Составление перспективного плана мероприятий.
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры).
4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в подготовке к конкурсу «Огород на подоконнике» (семена для посева).
5. Создание условий для проекта - подготовка к посеву растений, создание огорода на подоконнике.
2 Этап – основной:
1Экологические опыты с рассадой;
2. Беседы;
3. Рассматривание картин, иллюстраций;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические игры;
6. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап - презентационный:
1. Фоторепортаж «Проект «Изумрудный город».
2. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
3. Участие в конкурсе «Огород на подоконнике».
План реализации проекта
№ Мероприятия Цели Ответственные Срок
реализации
1 этап
1 Изучение и сбор теоретического и методического материала по экологическим исследованиям и опытам. Повышение собственной профессиональной компетентности Воспитатель 1 неделя
Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатель 2 неделя
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала, дидактических игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» Воспитатель, родители 2 неделя
Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель, родители 2 неделя
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель 2 неделя
Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления Воспитатель, родители. 2 неделя.
2 этап
Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада. Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему Воспитатель, дети, родители. 3 неделя
Составление плана- схемы огорода. Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород». Воспитатель
дети 3 неделя
Посев семян помидоров и перца на рассаду, салата. Дать представления о выращивании растений из семян. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Воспитатель, дети. 3 неделя
Чтение сказок и отгадывание загадок об овощах
Вспомнить содержание сказок» Вершки и корешки» «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову. Воспитатель,
дети 3 неделя
Совместная продуктивная деятельность «Домики на луковой улице» Изготовить из бросового материала домики для осуществления опыта по выращиванию лука в разных условиях. Воспитатель, дети. 3,4 неделя
Посадка лука на перо
«Луковая улица в Изумрудном городе». Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Воспитатель, дети. 4 неделя
Беседа по формированию целостной картины мира «Весенние работы на огороде». Расширять знания детей о весенних работах на огороде, их значении для роста растений; воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель 3 неделя
Дидактическая игра
«Вершки и корешки» Сформировать у детей представление о делении овощей на группы по расположению съедобных частей; корнеплоды. лиственные и плодовые. Воспитатель, дети 4 неделя
Самостоятельное художественное творчество - рисование «Волшебный лучок», поделка из бросового материала «Памятник зелёному луку на площади в изумрудном городе» Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет оттенков зелёной краски (зеленый, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные,развивать творческое воображение и ручную умелость. Воспитатель, дети 5 неделя
Опытно-экспериментальная деятельность Индивидуальная работа над исследовательскими темами Воспитатель, дети 4-7 неделя
Уход за рассадой измерение роста растений. Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить. правильно поливать растения, рыхлить почву. поворачивать по отношению к солнечному свету, под руководством воспитателя измерять рост рассады и фиксировать результаты измерения Воспитатель, дети 3-8 неделя
3 этап
Фиксация результатов опыта с различными растениями. Воспитывать желание производить исследовательские (вести наблюдения и фиксировать их результат в доступной форме) и трудовые действия самостоятельно и в сотрудничестве с воспитателем
Воспитатель, дети По мере роста рассады
4 этап
Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта
Фоторепортаж «Проект
«Изумрудный город».
Обобщение опыта работы над проектом. Воспитатель, дети, родители 6 неделя
7 неделя
9 неделя
Легенда проекта:
Недавно мы прочитали сказку «Волшебник изумрудного города»
(адаптированный по возрасту вариант). Сказка очень понравилась и вызвала живой интерес и желание вновь встретиться с персонажами сказки. А тут пришла пора готовиться к весенним посадкам на огороде и к конкурсу
«Огород на подоконнике». Решено было совместить эти два приятных дела. Вместе с детьми придумали завязку новой сказки.
«В волшебной стране наступила весна. Но жители волшебной страны вдруг забыли, как сеять и выращивать растения на огородах из-за проклятия злой волшебницы Гингемы. Им на помощь пришла девочка Элли и её друзья Страшила, Железный дровосек и Смелый Лев.
Элли предложила создать Академию Огородных Наук, которая изучит, что необходимо растениям для роста и развития.
Руководителями научных лабораторий стали новый правитель Изумрудного города Страшила Мудрый, правитель Фиолетовой страны Железный Дровосек и царь зверей Смелый лев.
Дети сами выбрали, в какой лаборатории они хотят проводить исследования.
Страшила займётся исследованием луковичных и корнеплодов - редис, репа, картофель. Его научными сотрудниками станут Лиза, Матвей, Кирилл, Соня, Микаэль, Миша, Веня, Егор.
Железный Дровосек изучит плодовые культуры - перец, фасоль, помидоры. Вместе с ним будут работать Ульяна, Маша, Ника, Олег.
Смелый Лев определит необходимые условия для выращивания лиственных - салат, а также понаблюдает за развитием листьев из почек. В этом ему помогут Андрей, Рома, Дарина, Артём.
Лаборатория Страшилы Мудрого «Корнеплоды»
Исследовательская тема № 1: «Влияние выбора сорта овощной культуры и ухода за посевами на скорость развития и созревания»
Предмет исследования: овощные культуры репа, редис.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры - репы и редиски.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, сбор урожая редиса, употребление в пищу.
Мотивация:
Страшила Мудрый прочитал сказку в библиотеке Гудвина: «Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая.». Задумался Страшила о том, как дед добился такого успеха в выращивании репки и со своим научным сотрудником Матвеем тоже посеял репку. Наблюдать будут, когда прорастёт, как быстро будет развиваться. Потом одну репку удобрением подкормит, а другую нет, и сравнит, какая лучше развивается. Кроме того редиску посеяли: круглую и почти прямоугольную.
Решили выяснить: за сколько дней созреет урожай и какой сорт быстрее созревает при регулярном поливе? Этим вопросом занимаются Веня, Микаэль и Егор.
Цель исследования:
• Показать развитие редиса на различных этапах роста.
• Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
• Доказать, что растение тянется к источнику света.
• Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения.
Задачи:
1. Формировать представление о корнеплодах.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, полив, отражение результатов наблюдения в форме зарисовок, сбор урожая, употребление в пищу.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).
Исследовательская тема № 2: «Опыт с луком».
Предмет исследования: лук
Цель исследования:
• Показать развитие луковиц на различных этапах роста.
• Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
• Доказать, что растение тянется к источнику света.
Развивать наблюдательность, способность экспериментировать. делать умозаключения.
Задачи:
1. Формировать представление о луковичных.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, полив, отражение результатов наблюдения в форме зарисовок, сбор урожая, употребление в пищу.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (сорт, свет, вода, тепло).
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.
5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Мотивация:
Жители изумрудного города любят всё зелёное, даже в палисадниках вместо цветов выращивают зелёный лук. В городе есть даже целая Луковая улица и площадь Луковицы. На ней стоит памятник луку, который помог бороться с простудой жителям этой улицы. Дети по предложению воспитателя делают макет улицы и площади из бросового материала и цветной бумаги, подготавливая условия для исследовательской деятельности.
Миша, Соня и Кирилл помогут жителям этой улицы вспомнить, при каких условиях выращивания быстрее получишь урожай лука.
Ход эксперимента:
На Луковой улице шесть домиков. В каждом из них выращивают лук при разных условиях.
№1- луковица посажена в землю, имеет доступ к свету, теплу, воздуху, ежедневно поливается водой.
№2-луковица сидит в земле, имеет доступ к свету, теплу, воздуху, но не поливается водой.
№3- луковица посажена в землю, ежедневно поливается водой,имеет доступ к теплу и воздуху, но без света.
№4- луковица имеет доступ к свету (ограниченный), теплу, воздуху, но сидит в воде без земли.
№5- луковица посажена в землю, но не имеет доступ к свету, воздуху, не поливается водой.
№6-луковица не имеет никаких условий для роста, кроме тепла.
На Луковой площади для сравнения посажен контрольный экземпляр лука, имеющий все условия и неограниченный доступ к свету.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания и внешний вид перьев лука в разных условиях.
Вывод: Тепло и свет являются необходимым условием для развития проростков. Без света проростки растут медленнее, они слабее. Лучший урожай лук даёт при посадке в воду и почву.
Исследовательская тема № 3:
«Какие условия влияют на качество ростков и скорость прорастания картофеля?»
Предмет исследования:
картофель.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры -картофель.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (наличие земли, света, воды, тепла).
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, полив, зарисовки.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение картофелин по величине, цвету.
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться.
3. Наблюдение за прорастанием. Определить, какие из них проросли первыми.
Мотивация:
В подвалах жителей Изумрудного города начал прорастать картофель. Ростки бледные и тонкие. Что же необходимо картошке для формирования хороших ростков, задумался Страшила?
Лиза вызвалась помочь ему и выбрала объектом своего исследования картофель.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение по величине, цвету;
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться картофелины.
3. Наблюдение за прорастанием картофелин. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов прорастания ростков, с занесением наблюдений в дневник эксперимента.
Ход эксперимента:
На экспериментальной площадке –четыре ёмкости. Для эксперимента взяли 4 картофелины одинакового размера.
№1- картофелина посажена в землю, имеет доступ к свету, теплу, воздуху, ежедневно поливается водой.
№2- картофелина сидит в воде, имеет доступ к свету, теплу, воздуху, но нет земли.
№3- картофелина лежит в воде без воздуха, но имеет доступ к свету, теплу.
№4-каотофелина лежит в сухой ёмкости без земли и воды, но имеет доступ к свету, теплу, воздуху.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания и внешний вид проростков у картофеля.
Вывод: Тепло и свет являются необходимым условием для развития проростков. Без света проростки растут медленнее, они слабее. Лучше всего проростки развиваются при посадке в почву.
Лаборатория Железного Дровосека «Плодовые»
Исследовательская тема № 1:
«Какие условия влияют на рост и развитие рассады?»
Предмет исследования: перец, помидоры, фасоль.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию рассады овощных культур – перец, помидоры, фасоль.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (наличие света, воды, тепла, земли, её качество и количество).
Формы работы:
Посев, пикирование, полив, уход, рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, зарисовки.
Перспективное планирование:
1. Определение, в каких условиях будет расти рассада.
2. Наблюдение за прорастанием и развитием.
3 Рассматривание и сравнение по величине, толщине стебля, количеству листьев и их размеров.
4. Сравнение темпов развития ростков после пикирования, с занесением наблюдений в дневник эксперимента.
Мотивация:
Железный Дровосек решил помочь своим подданным – мигунам из Фиолетовой страны вырастить помидоры, перец и фасоль. Злая волшебница Бастинда боялась воды, поэтому мигуны раньше ничего не выращивали не знают, как это делать.
Ника, Маша и Ульяна станут помогать ему в этом важном деле.
Ход эксперимента:
1. Посев и наблюдение за прорастанием рассады.
2. Пикирование в разные по глубине земляного слоя ёмкости, уход (менять ориентацию ящиков с рассадой по источнику света).
3. Наблюдение за темпами роста и развития разных партий рассады. Определить, какие из них крепче и выше.
4. Занесение наблюдений в дневник наблюдений - лабораторный журнал.
Исследовательская тема № 3: «Исследуем всхожесть семян»
Предмет исследования: семена фасоли
Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных условиях.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую лучшему прорастанию семян.
Формы работы:
Посев, полив, уход, рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, зарисовки.
Перспективное планирование:
1. Посев и наблюдение за прорастанием семян.
2. Наблюдение за темпами развития разных партий.
3. Занесение наблюдений в дневник наблюдений.
Мотивация:
Железный Дровосек просит выяснить, какие условия нужны для прорастания семян фасоли, которые ему подарила добрая волшебница Жёлтой страны Виллина. Олег взялся помочь найти ответ.
Перспективное планирование:
1. Определение, в каких условиях будут прорастать семена фасоли.
2. Наблюдение за прорастанием и развитием. Рассматривание и сравнение по величине, толщине стебля, количеству листьев и их размеров.
3. Занесение наблюдений в дневник эксперимента.
Ход эксперимента
Опыты и наблюдения по теме: «Семена фасоли»
Опыт №1 – «Исследуем всхожесть семян»
Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки, фильтровальная бумага.
Постановка опыта.
Для опыта берём образцы семян, одинакового размера и сорта. Делим на четыре пробные партии. В каждой пробе по 5 -10 крупных семян.
Семена проращивают в растильнях на фильтровальной бумаге,в пластиковых коробочках с водой и землёй. Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2–4 дня.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть.
Вывод: не все семена проросли, а только те, что были в банке с фильтровальной бумагой. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.
Опыт №2 – «Значение света для прорастания семян и развития проростков»
Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.
Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые ванночки, почва.
Постановка опыта.
Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрыть картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».
Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки фасоли растут медленнее, они слабее.
Лаборатория Смелого льва «Лиственные»
Исследовательская тема №1 «Отчего весной на деревьях появляются листья.»
Цель : узнать,что важнее для появления листьев из почек – тепло или свет?
Задача:
Выяснить значение тепла для прорастания листьев из почек на
срезанных ветках.
Мотивация:
ставили срезанные веточки в вазу с водой. Возник поисковый вопрос:"Что более необходимо для появления листиков из почек, свет или тепло?
Для развития листочков необходимо много света считают Андрюша. И Арсений. Лера не согласна –тепло важнее.
Ход эксперимента.
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки берёзы и липы.
2. Один стакан ставим на светлое прохладное место (возле оконного
стекла, второй у трубы центрального отопления. но в полутени.
3. Замечаем, где быстрее появятся листочки - в тени или на свету, у берёзы или у липы.
Результат эксперимента: Листья быстрее появились во втором стакане, значит, тепло важнее света для появления листьев из почек.
Исследовательская тема №2 «Можно ли изменить цвет листьев на дереве?»
Цель : экспериментальным путём показать детям, что растения пьют воду.
Мотивация:
Однажды Элли гостила у Смелого льва и заинтересовалась. почему в Розовой стране даже листья на деревьях розовые?
Как это может произойти? Решили провести опыт с веткой сирени, которая уже дала листочки в вазе с водой.
Выдвинули рабочую гипотезу : Артём высказал предположение о том, что и листья и ветка станут красными, что если мы покрасим воду в красный цвет?
Описание опыта: «Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
Результат:
Подкрасили воду в красный цвет в 15ч 30 мин 30 03 17, зарисовали. А уже в 17ч15 мин обнаружили первые красные пятнышки на ветке.
Дарина, Андрей и Рома сделали зарисовку.
Заключение.
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. В период работы над проектом у детей возникли эмоционально-чувственные отношения к объектам живой природы, представление об организации экспериментально - исследовательской деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, восприятие, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. У детей появилось желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках. Положительным результатом реализации проекта стало создание ситуации успеха для всех участников проекта.