Ирина Моисеева
Экологический проект для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экологического проекта – воспитание экологической культуры дошкольников путем создания на территории МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4» экологических уголков, отражающих раз-личные ландшафтные зоны Мордовии.
Задачи:
• Познакомить детей с растениями родного края, их многообразием.
• Создать на территории ДОО различные зоны:
уголок леса;
уголок лугов и полей;
парковый уголок (зона отдыха);
Публикация «Экологический проект для дошкольников» размещена в разделах
уголок «Растения для здоровья» (лекарственные растения);
фруктовый сад;
уголок «Мордовское село»;
уголок «Витамины с грядки» (огород).
• Оформить фотоуголок для всех времен года:
«Первоцветы» (весенние цветы);
«Цветущая пора» (цветы лета);
«Осенний букет» (осенние цветы);
«Зимой и летом одним цветом» (вечнозеленая туя).
• Формировать у детей познавательный интерес к природным объектам, желание наблюдать, умение обобщать, делать выводы.
• Развивать в детях познавательную активность, стремление к экспе-риментально-исследовательской деятельности.
• Формировать представления детей о взаимосвязи растений и здоровья людей, развивать стремление к здоровому образу жизни.
• Воспитывать эстетические чувства детей, умение видеть красоту при-роды, умение наслаждаться общением с ней.
• Воспитывать любовь к родной природе, желание ее охранять.
Объект исследований:
Растения на территории детского сада и прилегающих к нему городских улиц и скверов – растения, произрастающие в Мордовии.
Этапы экологического проекта :
1 этап – подготовительный.
2 этап – ознакомительно–исследовательский.
3 этап – творческо-созидательный.
Содержание проекта.
Взаимодействие с деть-ми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап
Познавательные беседы с детьми о растениях.
Ознакомительные экскурсии по территории детского сада с целью обратить внимание на имеющиеся растения.
Чтение стихов, сказок, за-гадок, пословиц о растениях.
Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Психогимнастика, пальчиковая гимнастика.
Слушание музыки, песен о цветах, разучивание танцев. Акция для сотрудников ДОУ «Детский сад – наш дом».
Знакомство с проектом.
Разработка эскизов оформления территории ДОУ.
Разработка экологической тропы.
Оформление картотек с загадками, стихами, играми для реализации экологического проекта. Выпуск информационных буклетов об экологическом проекте.
Семейная акция «Посади цветок».
Ознакомительно – исследовательский этап.
Наблюдение за растения-ми на территории ДОУ и прилежащих улицах.
Организация экспериментально-исследовательской деятельности.
Игры – эксперименты.
Труд в природе. Консультация «Организация экспериментально – исследовательской работы».
Составление картотеки наблюдений.
Проведение занятий на экологической тропе. Оформление фото-альбома «Растем среди цветов».
Выпуск буклетов «Маленькие исследователи».
Творческо – созидательный этап.
Сочинение экологических сказок.
Речевое творчество: придумывание загадок, названий для растений и т. п.
Праздник цветов.
Разработка и составление экологических знаков.
Художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, оригами и т. п.) Оформление альбомов «Цветы родного края», «Растения для здоровья» и т. п.
Оформление гербариев и коллекций.
Подготовка и проведение праздников и раз-влечений. Конкурс стихов и сказок о цветах.
Выставка «Осенний букет».
Семейная акция «Наш фруктовый сад».
Создание условий для реализации проекта.
Проводится работа:
• Подбор методической литературы для реализации проекта.
• Подбор художественной литературы для чтения детям.
• Составление картотек:
стихов;
рассказов;
сказок;
загадок;
пословиц и поговорок;
подвижных игр;
игр – экспериментов.
• Подбор аудиокассет, видео, репродукций пейзажей и натюрмортов русских художников.
• Подбор познавательной информации об экологических объектах.
• Разработка методических рекомендаций и памяток по организации наблюдений и экспериментальной деятельности.
Участие специалистов в реализации проекта.
Специалисты и педагоги дополнительного образования
Средняя группа
Старшая и подготовительная группы
Музыкальный руководитель «Танец с цветами» //Л. Кауфман
Д/и «Букеты» Хоровод «Одуванчик» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.
Слушание: «Вальс цветов» П. И. Чайковский.
Педагог по хореографии Музыкально-подвижные игры: «Птица без гнезда», «Попры-гунчики-воробышки» «Са-Фи-Дансе» - с. 134,70 Музыкально-подвижная игра «Творческая импровизация» «Са-Фи-Дансе» - с. 147.
Танцевальные композиции: «Танец с веночками» - рус. нар. мелодия «Ой, цветет калина» //З. Я. Роот. Танцевальный калейдоскоп - с. 16;
«Волшебный цветок» - муз
//Ю. Чичкова, А. И. Буренина. -Ритмическая мозаика - с. 79;
«Травушка-муравушка» - рус. нар. песня «Са-Фи-Дансе» - с. 191
Педагог по театрализованной деятельности Театрализованные игры «Золо-тая осень», «Экскурсия в весен-ний лес» //Н. Сорокина. Играем в кукольный театр - с. 34 Этюды и театрализованные игры - «Дождик, дождик, лей, лей» //Н. Сорокина - с. 97,
«У меня в кармане роза» - с. 101, «Ой, вставала я ранешенько» -с. 109
Развлечение «На зеленом лугу» Праздник в д/саду - с. 342
Педагог по изобразительной деятельности Рисование пробкой «Ягоды и яблочки».
Рисование пальчиком «Рябин-ка», «Мимоза для мамы», «Подсолнухи».
Рисование методом оттиска «Цветочек для папы», «Цвето-чек радуется солнышку».
Рисование ладошкой «Травка». Рисование по стихам о цветах //Е. Серовой, О. Выготской, Е. Трутневой.
Рисование восковыми мелками «Летний луг».
«Сухой букет» - рисование с натуры.
Инструктор по физической куль-туре Интегрированное физкультурное занятие «Весенние цветы» //Ю. Кириллова и др. Интегрированные физкультурно-речевые занятия.
Тематические физкультурные занятия «У рябины, у рябинки» //Л. Глазырина. Физическая культура - дошкольникам. - с. 56, «Рождение одуванчика» - с. 191, «На зеленой травушке» - с. 202, «Цветочная клумба» - с. 219, «Танцующие цветы» - с. 225. Подвижная игра «Сбор тюльпа-нов» - Развивающая педагогика оздоровления - с. 160.
Интегрированное физкультурное занятие «Хоровод цветов».
Тематические физкультурные занятия //Л. Глазырина: «Среди красок природы» - с. 177, «По дорожкам нашего сада» - с. 186.
Инструктор ЛФК Упражнения на развитие мелкой моторики «Корни деревьев» Развивающая педагогика оздоровления, - с. 216
Физкультминутки: «Подсолнухи на нашем огороде» - с. 239, «На лугу растут цветы» //В. Ко-валько. Азбука физкультминуток - с. 52 Упражнения на формирование осанки «Принцесса сказочной страны» Развивающая педагогика оздоровления, - с. 194.
Комплексы гимнастики пробуждения «Весной в лесу», «Лесная полянка» Корригирующая гимнастика после сна, №3, 10
Физкультминутка «Говорит цветку цветок» //В Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников - с. 149
Подвижные игры с дыхательными упражнениями: «Найди свой цветок» //В. Ковалько - с. 171, «Цветы распускаются» -с. 173.
Педагог-психолог
Пальчиковая гимнастика «Цветы» Развив. педагогика оздоровления - с. 218, «Яблоня» - с. 220.
Релаксационное упражнение «Астры» - с. 240
Наблюдения в природе.
Ранняя весна (апрель)
• Красота первой весенней травки.
• Первые цветы – подснежники (фиалки, пролески, одуванчики, медуницы, ветреницы и др.); появление садовых цветов (нарциссы, ирисы и др.)
• Красота весенних пейзажей (яркие расцветки первоцветов) на фоне еще серой природы.
Поздняя весна (май)
• Под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветут цветы.
• Дождь оказывает благотворное влияние на растительность - зелень и окраска цветов становятся ярче.
• Цветы низкорослые, высокорослые, плетущиеся, стелющиеся и др.
Лето (июнь, июль, август)
• Удивительные запахи цветов, трав. Неповторимые запахи свежескошенной травы, молодого сена, таких трав, как чабрец, мята, ромашка. Учить детей различать запахи трав.
• При длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
• Светолюбивые и теневыносливые цветы (на клумбах и под деревья-ми).
• Друзья цветов – насекомые. Наблюдение за пчелами, бабочками, как они собирают нектар с цветов.
Ранняя осень (сентябрь)
• Бурное цветение астр, георгинов, роз и др.
• Многие летние цветы уже отцвели, пожухли.
• Сбор семян с отцветших растений, это цветы будущего года.
Поздняя осень (октябрь, начало ноября).
• Трава пожелтела, появляются сухостои, постепенно исчезают насекомые.
• Наблюдение за разнообразной окраской деревьев, хризантем.
Зима.
• Наблюдение за вечнозелеными растениями (туя, хвойные деревья).
• Наблюдение за комнатными растениями.
•
Художественная литература для чтения детям.
Сказки.
- Г. Х. Андерсен. Дюймовочка. Дикие лебеди.
- Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (Коротышки из Цветочного города).
- А Толстой. Иван да Марья.
- В. Катаев. Цветик – семицветик.
- Двенадцать месяцев (словацкая сказка в пер. С. Маршака).
- А. Аксаков. Аленький цветочек.
Рассказы.
- М. Пришвин. Золотой луг (одуванчики).
- К. Ушинский. Пчелки на разведках (фиалки).
- А. Онегов. На лесной полянке. Перелеска. Ветреница. Хохлатка. Ме-дуница. Мать-и-мачеха.
- Н. Павлова. Находка (медуница).
- С. Вангели. Подснежники.
- В. Бианки. Синичкин календарь.
Стихи.
- Е. Серова. Подснежник. Ландыш. Колокольчик. Одуванчик. Лютик. Василек. Ромашка. Незабудка. Фиалка.
- О. Выготская. Одуванчик. Маки.
- А. Пчельникова. Лилия. Роза.
- И. Лешкевич. Гвоздика. Незабудки. Ромашки. Фиалка.
o В. Игнатиус. Львиный зев. Колокольчик.
o Л. Квитко. Одуванчик.
o Г. Новицкая. Ромашки.
o Е. Трутнева. Колокольчик.
o Н. Саконская. Василек.
o Л. Герасимов. Тюльпаны. Гвоздички. Колокольчик. Одуванчик. Ро-машки. Лилия. Василек. Астры. Незабудки.
o Л. Дружинина. Одуванчики. Земляника.
o В. Степанов. Лето. Летающий цветок. В городе трав. Колокольчик.
o А. Толстой. Колокольчики мои…
Стихи мордовских поэтов.
o А Терентьев. Бабочка и мотылек. («День обычный на дворе», Саранск, 1990г.)
o А. Ежов. Огоньки. («День обычный на дворе», Саранск, 1990г.)
o Н. Свербихина. Подснежник. Весенняя благодать. Ландыш. Черемуха. Земляника. Листопад. Осенняя пора. (сборник стихов «Позолоченное дет-ство», Саранск, 2007.)
o А. Громыхин. Цветы. (сборник «Исповедуюсь тебе», Саранск, 2004.)
o А. Ежов. Небесные цветы. (сборник «Исповедуюсь тебе», Саранск, 2004.)
o В. Корчеганов. Подснежники. (сборник «Исповедуюсь тебе», Саранск, 2004.)
o В. Бирюков. Сиротливая сирень. Где склонилась к овражку березка. Бабье лето запоздало. В этом лесном углу. Где из леса светлая ре-чушка… (сборник стихов «Судьба моя», Рузаевка, 2008.)