Папки-передвижки

Экологический проект «Путешествие в мир природы»

Светлана Романова
Экологический проект «Путешествие в мир природы»

Экологический проект

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 25 «Малыш»

Экологический проект

«Путешествие в мир природы»

срок реализации образовательной: программы 2месяца

Выполнила воспитатель:

Романова С. В.

Виллози 2017-2018 год

Пояснительная записка

Публикация «Экологический проект „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм взаимодействия, с помощью глубокого наблюдения и нетрадиционных форм художественно эстетической направленности дети младшей группы.

Нормативно-правовая база

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования • Конституция Российской Федерации

• Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01.96)

• Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ

• Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)

Экологическая доктрина Российской Федерации (2002)

Экологический кодекс от 16.06.2004

• Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

• Конвенция о Правах ребёнка

• Концепция дошкольного образования

• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

• Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Цель проекта :

Построение развивающего образовательного процесса, формирование основ экологической культуры воспитанников младшей группы ДОУ.

Задачи проекта :

• систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами проекта;

• познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

• формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное для людей и для самой природы;

• воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающего мира;

• формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса к миру природы;

• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Актуальность и новизна проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Для того чтобы получить необходимые знания в нашем детском саду имеются все необходимые условия: в групповой комнате - уголок природы; на территории. В достаточном количестве наглядный иллюстрационный материал, дидактические игры экологического содержания, методическая, справочная и детская художественная литература.

Средства реализации:

• Занятия рассчитаны на детей 3,5-4, 5 лет.

• Групповая форма занятий.

• Оптимальная периодичность встреч— 1-3 раза в неделю.

Вид проекта :

краткосрочный, познавательный, творчески - исследовательский.

Длительность проекта : 2 месяца осени

Этапы реализации проекта

Проект включает три основных этапа:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

• 3-й - обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Участники проекта :

дети младшей группы, воспитатели.

Планирование

Осень

Объекты живой природы. Явления неживой природы.

Цель и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

Живая природа

Растения

Деревья

(ель, клен, береза, рябина, яблоня) • Дать представления о деревьях.

• Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки).

• Знакомить с характерными, особенностями осенних деревьев.

• Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску.

• Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный).

• Знакомить с осенним явлением природы - листопадом.

• Учить бережно, относиться к растениям.

• Учить различать деревья по листьям.

• Познакомить с плодами рябины.

Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья - это явление называется листопад. "' Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев на деревьях становится все меньше. Много листьев лежит на земле. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка остается зеленой. На ее веточках вместо листочков - маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы.

У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы.

Наблюдение за цветами на клумбе. Игра «Мы осенние листочки». Игра «Найди такой же лист».

Игра «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист».

Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету, (по убывающей или возрастающей величине)». Слушание песни «Листопад», муз. Т. Попатенко. Пение песни «Осенняя песенка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель.

Чтение, рассказа М. Пришвина «Листопад».

Рассматривание картины «деревья в саду». Художественная деятельность: отпечатки листьев, гирлянда из листьев,

Травянистые растения • Дать представление о травянистых растениях.

• Учить любоваться осенними цветами. Учить различать высокие и низкие цветущие растения. Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком - она завянет. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Игра «Побежали на травку - убежали с травки».

Овощи

(репа, морковь, огурец, помидор) : Дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе.

Формировать, умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу.

Учить различать овощи по виду, вкусу, форме. Взрослые убирают урожай на огороде.

Морковь, и репа растут в земле.

Морковь - твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Репа твердая, желтого цвета, круглая.

Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Все овощи растут на огороде. Наблюдение за сбором урожая с огорода.

Картина-Сбор овощей. Игра «Чудесный мешочек». Игра «Найди и назови».

Чтение русской народной сказки «Репка».

Инсценировка сказки «Репка».

Аппликация «Репка» в стиле обрывной аппликации.

Неживая природа

Солнце • Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Солнышко греет - на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее.

Капелька воды блестит на солнце. Игра «Солнышко и дождик».

Ветер • Показать природное явление — ветер.

• Учить определять ветреную погоду. Дует легкий ветерок. Дует холодный, порывистый ветер. Люди одеваются теплее. Погода ветреная - деревья качаются.

Дует ветер - вертушки крутятся на ветру. Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»).

Дождь • Показать, что осенний дождь может быть разным.

• Показать простейшие связи между явлениями в природе. Дождь может быть теплый и холодный.

После дождя - все кругом мокрое.

Идет дождь - появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека - он может запачкать одежду. Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами.

Капли" дождя стучат по крышам домов.

Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Рисование с нетрадиционной техникой «Идет дождь».

Небо • Показать особенности осеннего неба. Небо в начале осени - голубое.

Солнца на небе. Не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе - будет дождь или снег. Игра «Солнышко и дождик».

Вода • Дать элементарные представления о свойствах воды. Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода - прозрачная. Грязная вода - непрозрачная.

Стало холодно - вода замерзла, на лужах образовался лед. Опыты с водой. Чтение потешки «Водичка, водичка.»

Формы и методы работы:

- Наблюдения (Вода, земля, солнце, растения);

- Развивающие игры; «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», Экологическое лото «овощи»,»листья» «цветы», «Собери картинку», «С какого дерева листок»

- Просмотр картин по теме «Осень», «Осень овощи».

- Продуктивная деятельность – рисование отпечатки листов деревьев, лепка из природного материала, техника обрывная аппликация, разучивание стихотворений на тему осень.

- Чтение художественных произведений; «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

- Слушание музыкальных произведений, звуков природы;

- Экскурсии на другие участки детского сада;

- Труд в природе.

- Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях, овощах, осени.

- Оформление уголка природы комнатными цветами, соответствующими возрастным особенностям, поделками из природных материалов.

Планируемые результаты освоения образовательной программы:

o развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

o формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

o развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

o у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

o приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Система оценки результатов освоения образовательной программы – презентация с фото.

Дидактические игры

Игры – тренинги экологического содержания.

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.

«Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко ( эмоции: удовольствие, блаженство).

«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.

«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

«Человечки настроения»

Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.

Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изображением двух основных эмоций (радость, грусть). Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».

Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

«Ветер дует на.»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения. X о д. Со словами «ветер дует на того.» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т. п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т. п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«Тренируем эмоции»

Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Ход. Педагог предлагает детям:

- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

- позлись, как гром, вихрь, ураган;

- испугайся, как человек, увидевший молнию;

- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

«Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. Материал: листы бумаги, ножницы.

Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сделать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании работы дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т. п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)

I. Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы.

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдении, прикосновении к растению, животному и т. д. должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного жестокого отношения людей к растениям, животным.

«Беседы с деревьями»

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.

Ход игры. Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.

Можно провести «Беседу с цветами» с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.

«Встреча с растениями»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого

ребенка.

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? Ответы детей. Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать, дает образец рассказа.

Библиографический список:

- Андреева, Т. В. Психология семьи [Текст] : учебное пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.

- Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 192 с.

- Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование [Электронный ресурс] / Г. В. Бурменская. – Режим доступа: https://www.klex2.ru/3zx - свободный.

- Витакер, К. Танцы с семьей: семейная терапия [Электронный ресурс] / К. Витакер, В. Бамберри; пер. с англ. А. З. Шапиро. – Режим доступа: https://www.klex.ru/2hn - свободный.

- Ждакаева, Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок [Текст] / Е. И. Ждакаева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 119 с.

- Минияров, В. М. Психология семейного воспитания [Текст] / В. М. Минияров. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.

- Литература: «Практикум для детского психолога» Г. А. Широкова

Е. Г. Жадько. Растов-на-Дону «Феникс», 2006 г.)

- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. — М. : Просвещение, 1990.— 191 с: ил. — ISBN 5-09-002912-1.

- «Логопедия в детском саду» Л. М. Смирнова

- Возрастно-психологический подход в (консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. —М. : «Академия», 2002.

- Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А. " Карабанова и др. —М. : «Академия»; 2002.

- Борякова, Н. Ю., Соболева, А. В., Ткачева, В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников [Текст] Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.! Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М. : «Гном-Пресс»; 2000. – 64с.

- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. — М. : Просвещение, 1990.— 191 с: ил.

- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.

- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экологический проект «Чистый мир»Фотоотчет «Экологический проект «Чистый мир» Чистый мир! В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое- это мир с безграничным богатством явлений. Все мы- дети Природы. И с малых.

Экологический проект «Чистота природы начинается с нас»Экологический проект «Чистота природы начинается с нас» Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет МБДОУ НГО "Детский сад №2 "Ласточка". Руководитель проекта: Ильина Наталья Анатольевна.

Экологический проект для старшей группы «Удивительный мир природы осенью» Автор: Столярова Е. В. Паспорт проекта. Тип проекта: познавательный, исследовательско-творческий, краткосрочный. Продолжительность проекта:.

Экологический проект «Дошколята защитники природы» (фото отчет) Изготовление лэпбука.Экологический проект «Дошколята защитники природы» (фото отчет) Изготовление лэпбука. Продолжаю работу по проекту. Следующий этап "Огород на подоконнике". Где мы выращиваем не только лук, салат но и ароматные травы в чай. Дети.

Экологический проект «Мир природы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 64 «ИСКОРКА» 141875 Московская область,.

Экологический проект «Мир цветов» Длительность данного проекта 4 недели (апрель 2017 года). Участниками являются воспитатели средней группы "Аленький цветочек" (Уткина Ю. Ю.

Экологический проект по музыкальному развитию в ДОУ «Звуки природы и музыка» Экологический проект по музыкальному развитию в доу “Звуки природы и музыка” Паспорт проекта. Автор: Жмурина Юлия Валерьевна, музыкальный.

Экологический проект «Удивительный мир природы»Экологический проект «Удивительный мир природы» Паспорт проекта Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: средней продолжительности (с 01.03.2017 г. – по 31.03.2017.

Экологический проект «Удивительный подводный мир»Экологический проект «Удивительный подводный мир» Уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года. Всем желаю новых интересных идей, планов и сил на их осуществление. Позвольте.

Экологический проект «Жалобная книга природы.» Фото отчёт.Экологический проект «Жалобная книга природы.» Фото отчёт. Цель: 1. Воспитание экологической культуры дошкольников. 2. Записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных. Задачи: 1. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Путешествие в мир природы»
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 08:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД