Папки-передвижки

Экологический проект «Разведка осенних примет»

оксана труфанова
Экологический проект «Разведка осенних примет»

ГБДОУ детский сад № 29. Приморского района СПб.

Экологический проект: «Разведка осенних примет»

Тип проекта: Познавательно – исследовательский

Групповой: (подготовительная группа).

Долгосрочный – 1,5 месяца

Участники: дети группы, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Авторы :

Воспитатели: Митрофанова Т. В.

Труфанова О. В.

Учитель-логопед Березкина Ю. В.

Музыкальный руководитель Климович О. А.

2015 учебный год

1. Проблема.

Публикация «Экологический проект „Разведка осенних примет“» размещена в разделах

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческо-исследовательское отношение к миру.

В процессе наблюдений за детьми мы сделали выводы, что у ребят нашей группы к возрасту 6 лет не достаточно развит интерес к приобретению новых знаний, недостаточно сформированы познавательно-исследовательские навыки.

2. Актуальность.

С введением ФГОС в систему дошкольного образования акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.

В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Именно наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности.

Поскольку дети нашей подготовительной группы знают основные признаки осени, но не могут объяснить причины их возникновения, мы решили при помощи проекта подвести детей к пониманию и умению самостоятельно находить причинно-следственные связи с помощью наблюдений, опытов, изучения научных фактов и народной мудрости. Глубокое погружение в данную тему, вызвало необходимость познакомить детей с такими профессиями, как: орнитолог, энтомолог, биолог, ботаник, метеоролог.

3. Цель проекта.

Развитие познавательного интереса детей к природе посредством формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности; обучение оформлению и представлению полученных знаний.

4. Задачи проекта (по участникам)

Дети.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности.

-Учить проявлять инициативу в наблюдениях, опытах, рассуждениях, экспериментах и использовать алгоритмы при проведение опытов.

- Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.

-Обогащать представления детей о природе родного края, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на болоте, в городе, о взаимодействии человека и природы.

Педагоги

-Составить единый план работы педагогов и специалистов ГБДОУ по работе в проекте.

- Подобрать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям.

-Обеспечить возможность самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

-Привлекать родителей к совместному участию в проекте.

Родители

-Участвовать в совместной реализации проекта.

- Оказывать посильную помощь детям в домашних условиях в поиске информации, в проведение опытов и наблюдений за живой и не живой природой.

5. Этапы проекта

5.1 Организационный.

• Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин, настольно-дидактические игры, картотека опытов, мнемотаблицы, плакаты, энциклопедии, художественная литература, музыкальные произведения.

• Подготовка материалов для изготовления детьми творческих работ и книжек по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.

• Оснащение развивающей среды:

- организация уголка экспериментирования

- подбор приборов и материалов для наблюдений за природой;

- подбор и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Календарный план реализации проекта (краткий)

3 неделя сентября:

Мероприятия:

Установочное совещание педагогов по теме проекта.

Родительское собрание: Тема: «Знакомство родителей с планом проекта». Проведение анкетирования родителей.

Оснащение развивающей среды:

Подбор материала. Изготовление дидактических игр, пособий, картотек. Составление мнемотаблицы о способах получения информации.

Подбор слайдов, энциклопедий, настольно-печатных игр.

Вхождение в проблемную ситуацию: Получение письма от журавлей с просьбой собрать доказательства прихода осени.

Тема: «Журавль. Сходства и различия с другими представителями данного вида».

4 неделя сентября

Тема: «Изучение среды обитания журавлей». Наблюдения за природой - «ранняя осень»

Мероприятия:

Оформление и ведение дневников и календаря наблюдений за приметами осени.

Тематическая беседа. Сюжетно-ролевая игра: «Поход в зоопарк».

Оснащение развивающей среды:

Презентация: «Птицы на болотах». Слайд-шоу: «Болото». Мини-макет: «Болото»

5 неделя сентября

Тема: «Насекомые. Перелетные птицы»

Мероприятия: Эксперименты и наблюдения в живой природе (насекомые, птицы, растения)

Оформление выставки из природного материала «Перелетные птицы»

Экскурсия в Экзоопарк.

Оснащение развивающей среды:

Коллекция насекомых, энциклопедии: «Кто такие насекомые?», «Кто такие птицы?»

1 неделя октября

Тема: «Деревья и кустарники»

Мероприятия: Эксперименты и наблюдения в живой природе (Деревья и кустарники)

Оформление гербариев.

Оснащение развивающей среды:

Подбор настольно-печатных игр, раскрасок, дидактических игр о деревьях и кустарниках

Коллекция плодов и семян, гербарий

2 неделя октября

Тема:«Осенние дары»

Мероприятия:

Экологический рассказ «Кто землю лелеет, того земля жалеет»

Коллективная работа с детьми, из природного материала на тему осенняя история: «Как

Журавли помогли очистить болото от мусора»

Оснащение развивающей среды:

Подбор картотеки экспериментов с природными материалами.

3 неделя октября

Тема: «Природные явления осенью»

Мероприятия:

Оформление сборника «Копилка народной мудрости «Осенние приметы и поговорки»

Консультация для родителей: «Интересные эксперименты дома»

Эксперименты и наблюдения за неживой природой (вода, воздух, свет)

Оснащение развивающей среды:

Оформление мини лаборатории для опытов

4- неделя октября

Тема: «Осень в городе».

Мероприятия:

Консультация для родителей: «Прогулки по осеннему Петербургу»

Оформление фотоальбома: «Осенний Петербургу».

Оформление фото – плаката «Осень наступила».

Оформление приглашения на праздник Журавлю.

Заключительный этап: Проведение праздника «По следам осени»

Оснащение развивающей среды:

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Прогулка по осеннему городу»

Подбор иллюстраций, фото, видео слайдов на тему: «Осенний Петербург»

Оформление зала для проведения праздника.

5.2. Планирование деятельности в проекте по областям

Познавательное развитие:

уточнить и систематизировать знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе (листопад, пасмурная погода, частые дожди, холодный ветер).

расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают, почему птицы улетают на юг?;

закрепить представления о насекомых, перелетных птицах, обитателей водоемов, цветах, деревьев, семенах и плодах.

учить различать плоды и семена, узнавать деревья и кустарники по форме листьев;

продолжать знакомить детей со свойствами воды, воздуха, почвы, песка и природными материалами;

познакомить детей с новыми профессиями: метеоролог, энтомолог, орнитолог, ботаник, биолог;

Художественно эстетическое развитие:

Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины.

Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование, оригами,)

Развитие образного восприятия музыки, музыкально-творческих способностей, певческого дыхания.

Знакомить с художественной литературой по теме проекта (стихи, рассказы известных писателей).

Речевое развитие:

Развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

Активизировать и обогащать словарь детей, учить правильному грамматическому оформлению высказываний по темам: насекомые, перелетные птицы, осенние дары, осенняя одежда, осенние приметы и явления

Учить связному монологическому высказыванию.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту.

Формировать умения общаться в коллективе и нести ответственность за общее дело.

Физическое развитие

Развивать мелкую и крупную моторику.

Развивать координацию речи и движений.

5.3 Заключительный

5.3.1. Ожидаемый результат:

У детей:

- умеет использовать алгоритмы для проведения опытов, самостоятельно проводить простейшие опыты с природным материалом и наблюдения за изменениями в природе, фиксировать результаты

-знает народные приметы, и поговорки об осени, названия осенних месяцев;

-проявляет познавательную активность, интерес к природе, желание охранять природу и наблюдать за её изменениями;

- может применять разные технологии и материалы для создания творческих работ;

- увеличен словарный запас в рамках изученных тем.

У родителей:

- совместное с детьми оформление тематических сборников «Осенние приметы и поговорки», «Гербарий листьев деревьев и кустарников», фотоальбомов «Прогулки по осеннему Петербургу»

У педагогов:

- разработан методический и практический материал по проекту;

- привлечены родители к совместной реализации проекта.

5.3.2 Диагностика детей подготовительной группы.

Блок 1. Знания об окружающем мире (живая и неживая природа) .

Цель: выявить характер представлений об окружающем мире.

Вопросы:

1. Предложить ребенку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.

«Дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое»»

2. Как ты узнал, что данный объект живой? Неживой?

3. Расскажи, что есть у дерева, у птицы, у насекомого?

«Дидактическая игра :Назови части (растений, тела животных?»

4. Сможет ли дерево жить без листьев, ствола, корней? Почему?

5. Как ты думаешь, что нужно человеку (птице, насекомому, дереву, цветку, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

Дидактическая игра «Дай каждому то, что нужно для жизни»

6. Что такое вода, воздух, солнце?

7. Как человек использует воздух, воду?

8. Какие времена года бывают?

«Дидактическая игра :Разложи картинки по сезонам»

9. Какие признаки разных времен года ты знаешь?

10. Как изменения в неживой природе влияют на живую природу?

11. Как приспосабливаются живые организмы к изменениям среды по сезонам?

«Как приспособился человек (дерево, цветок, насекомое, птица) жить зимой, и жить летом?»

Блок 2. Владение навыком самостоятельной работы в опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: выявить навык ребенка самостоятельно действовать в процессе опыта. Умеет ли ребенок ставить цель и формировать гипотезу в ходе работы.

Вопросы:

1. Как называются приборы, которыми ребенок пользуется в процессе экспериментирования? (предметы: лупа, пробирка, зеркало, пинцет и т. д.)

2. В каких опытах или экспериментах, ты можешь использовать эти приборы? Для чего они необходимы?

3. Умеет ли ребенок читать схему или алгоритм проведения опыта? Ребенку предлагают алгоритм – карточку для проведения опыта.

«Посмотри на карточки и расскажи, что необходимо сделать для проведения опыта»

4. Пытается ли ребенок, без особой помощи педагога, выполнить задание?

«Попробуй самостоятельно выполнить опыт»

5. Перед опытом предложить ребенку сделать прогноз и анализ своей работы. Почему он так думает? Ответы ребенка записать.

«Расскажи, что произойдет, если ты выполнишь указанные действия»

6. После завершения опыта поинтересоваться у ребенка: совпал ли прогноз и анализ, поставленный в начале работы? Сравнить с предыдущим ответом.

«Все ли у тебя получилось при выполнение действий по карточке?»

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл правильно и самостоятельно выполняет задание говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов, выполняет задание с помощью педагога – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос и выполнить задание– 1 балл.

6. Рефлексия проекта (выводы).

На основании итоговой диагностики, были сделаны следующие выводы:

У детей сформирован интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;

Речь воспитанников стала более грамотной, развернутой.

Сформировались музыкально-творческие способности.

В процессе совместной деятельности у детей возник более тесный контакт с родителями и сверстниками.

7. Список литературы.

1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург, 2007г

2. И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя логопеда» Санкт-Петербург, КАРО, 2009

3. В. Попова «Рабочая тетрадь по опытно- экспериментальной деятельности. Подготовительная к школе группа» СПб. Детство-пресс,2014

4. И. Л. Паршукова «Маленькие исследователи в детском саду» Санкт-Петербург, «Европейский дом», 2005

5. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника. Осень» Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2006 г

6. М. Султанова «Простые опыты с воздухом, водой, с природным материалом. Для дошкольников» Москва, «Хатбер-пресс», 2014

7 .Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес» Санкт-Петербург, «Речь», 2013

8. Т. А. Шорыгина «Кустарники. Какие они?» Москва, ГНОМ и Д, 2004

9. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва, ГНОМ и Д, 2004

10. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Москва, ГНОМ и Д, 2004

11. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва, ГНОМ и Д, 2004

12. Н. О. Никонова. М. И. Талызина. «Экологический дневник дошкольника» СПб. Детство-пресс,2008

13. М. Дружинина. «Наши реки и луга». Москва. Дрофа-плюс, 2004

14. Н. В. Нищева «Занимаемся вместе» Подготовительная к школе логопедическая группа. Рабочая тетрадь. Часть 1. СПб. Детство-пресс,2010

15. С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко. «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме «Осень». Москав. Гном. 2004

1. «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении» Морева, Москва «Просвещение» 2004г.

2. «Окружающий мир и музыка» издательство «Учитель», Волгоград

3. «Ознакомление с природой через движение» издательство «Мозаика-синтез» 2006г.

используемые интернет ресурсы:

nsportal.ru›, festival.1september.ru, http://logopediya.com/ maam.ru

Публикации по теме:

Проект образовательной деятельности во второй младшей группе в период осенних каникул «Осенины — осени именины» Тема: «Осинины – осени именины» Цель: создание социальной ситуации развития для формирования у детей второй младшей группы представления.

Экологический проект «Цветы» - Вид проекта: познавательно –исследовательский.   - Участники проекта: дети, воспитатели, родители.   - Сроки реализации проекта: сентябрь.

Экологический проект «Мир вокруг нас» Экологический проект «Мир вокруг нас». Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. 9 месяцев. Участники.

Экологический проект «Муравьи» ЦЕЛЬ: Решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста через : наблюдение за муравьями, углубить знания детей о муравьях,.

Экологический проект «Муравьи»Экологический проект «Муравьи» Проект «Муравьи» (вторая младшая группа) Название проекта: «Муравьи». Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с.

Экологический проект «Мы-огородники» Экологический проект «Мы-огородники» (для детей младшего дошкольного возраста) Проект разработала воспитатель: Елатонцева В. А. Вид проекта:.

Экологический проект «Наш дом Земля» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Елгань Унинского района Природоохранная акция «Наш.

Экологический проект «Паутинка» Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Экологический проект «Первоцветы» .

Экологический проект «Подснежник» Экологический проект «Подснежник» Экологический проект «Подснежник» по количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Разведка осенних примет»
Опубликовано: 10 июня 2016 в 20:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД