Елена Кузнецова
Экологический проект в старшей группе «Оглянись вокруг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Оглянись вокруг…»
Я свежести природной зачерпну
И ею на рассвете лишь умоюсь,
Живую душу каждую пойму,
Я просто за природу беспокоюсь.
Подготовила и провела: Кузнецова Е. А.
Вид проекта : краткосрочный с 15 по 19 августа (1 неделя)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Оглянись вокруг“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Проблемная ситуация: Так как наш посёлок находится среди леса и дети с родителями очень часто гуляют в нём или просто идут из дома в детский сад, через лес. Все чаще и чаще ребята приходили и рассказывали, что они увидели на дереве белочку, в траве бурундука, дятла или большую ворону. На участке детского сада дети всегда внимательно наблюдали за насекомыми, природными явлениями, стали замечать, что на деревьях и кустарниках появляются плоды. Задавали вопросы: кто посадил деревья, когда можно съесть ту или иную ягодку, когда наступит зима, где будут жить мухи и т. д. Потому и появилась острая необходимость осуществления проекта «Оглянись вокруг».
Актуальность: В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности человека. Ученые не уверены в том, смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом, полакомиться урожаем без нитратов. Как решить проблему? Что делать родителям, воспитателям, взрослым? Самое важное – научить любить и понимать мир природы, формировать экологическую культуру с детства. И начинать эту работу с дошкольниками необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями ближайшего окружения (на участке детсада, в парке, у своего дома, на даче и т. п.).
Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формировать собственный жизненный опыт ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Цель проекта : обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы ДОУ, исследовательская деятельность по изучению объектов экологической тропы во взаимосвязи с экосистемой, приобщение к природоохранной деятельности.
Задачи проекта :
углублять, уточнять, систематизировать знания детей о растениях, животных, птицах и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие; приобщать к миру природы, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности;
развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение.
Предполагаемый результат:
воспитание экологической культуры
выработка навыков экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе
активизация знаний о растительном, животном мире и явлениях природы
Образовательная область Формы организации деятельности педагога с детьми
Социально-коммуникативное развитие
Трудовая деятельность:
Поливка комнатных растений.
Мытье комнатных растений.
Поливка клумб с многолетниками.
Наблюдения:
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Беседа: «Как вести себя в лесу»
Календарь погоды.
Экскурсия в лес.
Познавательное развитие Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», «Найди о чем расскажу»
Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика,
«Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», домино – «Наш сад»
Речевое развитие Разучивание стихов и загадок о деревьях
Сочини сказку на тему: “Как я подружилась с лесом”
Беседы: «О хвойных и лиственных деревьях»,
«Растения лечат»
Художественно-эстетическое развитие Коллективная работа: «Зачарованный лес»
Лепка: «Насекомые».
Рисование: «Правила поведения в лесу»
Аппликация: «Берегите природу»
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Физическое развитие П. и. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», «У медведя во бору», «Хитрая лиса»
Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения»
Приложение №1.
Маршрут по экологической тропе.
Название
цикла Цель Объекты наблюдения
«Деревья и кустарники» - закрепить названия деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;
- учить детей различать деревья и кустарники по их внешним признакам и систематизировать знания о растениях ближайшего окружения;
- воспитывать бережное отношение к растениям;
-формировать представление о том, как человек использует природу.
- знакомить с понятиями «лес», «сад». - береза
- сосна
- рябина
- тополь
- ель
- сирень
«Цветник» (клумба) - уточнять представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия, воспитывать эстетический вкус. многолетние и однолетние цветущие растения (пионы, петуньи, бархатцы, календула, василек и др.)
«Огород» - продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними
- вызвать интерес к выращиванию овощных культур и пряных трав. - огородные грядки
- семена, рассада, плоды овощных культур
«Зеленая аптека» - закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях;
-развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. - деревья, кусты
- цветущие растения и травы
«Насекомые» - углубить знания о насекомых, их образе жизни;
- сформировать представление о роли насекомых в жизни леса;
- воспитывать бережное отношение к насекомым. - бабочки
- кузнечики
-муравьи
- божьи коровки
- пчёлы
- осы и т. д.
(на участке детского сада)
«Птичий столбик» - развивать интерес к птицам, закреплять названия зимующих у нас птиц, уметь различать их по внешнему виду и называть их;
- приучать осторожно и внимательно наблюдать за зимующими птицами, прилетающими на кормушку;
- воспитывать желание подкармливать их и бережно к ним относиться. Кормушки на участке детсада
Список литературы
1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка».
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».