Елена Авдиенко
Экологический проект «Весёлый огород» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Весёлый огород у Непосед».
Авторы проекта : воспитателя младшей группы «Непоседы» МБДОУ Д\С № 1 «Ромашка» Авдиенко Е. И.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Сроки реализации: январь, февраль, март.
Публикация «Экологический проект „Весёлый огород“ для младшего возраста» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материально-техническое обеспечение: компьютер, коробки из под кондитерских изделий, забочик (оформление, пластиковые стаканы, земля, лейки, домик, фигурки героев (дед, баба), лук.
Участники проекта : дети, родители, педагоги младшей группы.
Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, детская художественная литература, методическая литература.
Актуальность:
Данный проект предназначен для детей младшей группы ДОУ. Мир овощей удивительный и многообразный. Каждый ребёнок - внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь, и мир овощей поможет открыть в нём что – то новое, познавательное и интересное. А самое главное его собственное участие, умение вырастить и получить плоды своего труда, вселить в детях чувство гордости и поможет получить ответы на все вопросы, проблемы, возникшие перед началом работы над проектом.
Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе. Наблюдая за растениями, ребёнок начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
По календарю зима, а в группе, на подоконнике уже весна. Совместными усилиями организуется мини - огород, доставляющий радость всем: детям, воспитателям, родителям и гостям группы.
Цель проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире;
вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Задачи проекта :
Расширять у детей знания и представления об овощах. Обогащать словарный запас, развивать связанную речь детей. Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Обучающие:
- расширять представления об особенностях строения растений и условиях их роста;
- систематизировать знания о значении воды, света, тепла в жизни растений.
Развивающие:
- развивать творческие способности, поисковую деятельность, познавательную активность, устойчивое внимание, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, ответственность, экологическую культуру.
Планируемый результат:
- сформированы представления о выращивании растений, правила ухода за ними, уважительное отношение к труду;
- имеют представления о том, что для роста и развития растениям необходим солнечный свет, тепло, вода, своевременный уход;
- проявляют стремление быть полезными и добиваться результата своей деятельности.
Конечный результат: Создание мини огорода на подоконнике в группе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I. Подготовительный – 1 неделя
- сбор информации, составление плана по организации деятельности;
- приобретение посадочного и семенного материала, инвентаря;
- творческое оформление мини – огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут бабушка и дедушка. Они выращивают овощи, разводят живность. Вместе с ними живёт ёжик Пых. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, с орудием труда, наблюдают за ростом растений;
- подобрать дополнительный материал (иллюстрации, сказки, загадки, пословицы, рассказы, раскраски, трафареты).
II. Основной – 6 недель
- исследование посадочного материала: лук, овёс, пшеница;
- поочередно вместе с детьми высаживаем семена, фиксируем дату посадки;
- наблюдаем за всходами и ростом растений;
- проводим исследовательскую деятельность: посадка лука в грунт и воду;
- экспериментируем: посадка сухих и проросших семян;
- устанавливаем связь: растение – земля, растение – вода, растение – человек.
III. Заключительный – 2 недели
- анализируем и обобщаем, подводим результаты, полученные в процессе познавательно – исследовательской деятельности – это составление фотоотчета.
Итог проекта :
- в процессе реализации проекта дети сравнивали, анализировали, делали выводы;
- сформирован навык опытно-исследовательской деятельности;
- углубились знания о пользе витаминов, содержащихся в растениях, для здоровья человека;
- собрали урожай и с удовольствием это все ели зелёный лук за обедом.
- радовались появлению «иголок» у ёжика Пыха
- Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике
- Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.
- Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья,плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.
- Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.
- Делают простые опыты, объясняют результат.
- Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.
Познавательно - исследовательская деятельность:
- беседы: «Всё начинается с семечка», «Растения вокруг нас», «Лагоритм роста растений», «У бабушки на огороде».
- Опыт: «Посадка лука в грунт и воду», «Посадка семян (проросших и сухих)», «Угадай на вкус, что выросло у нас»;
- Дидактические игры: «Корзинка», «Где что растет?», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «От какого овоща часть?».
Изобразительная деятельность:
- рисование: с натуры «Лучок»;
- аппликация: «Зелёная травка».
- лепка: «Посадили мы лучок»
- аппликация + рисование: «Лучок»;
-рисование: «Солнышко» /гуашь ;
Игры:
-сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин»; «Сварим щи»
-музыкальная игра: «Собирай урожай и в корзину полезай».
- игра – драматизация сказки «Репка».
-дидактические игры: «Угадай на вкус»; «Четвертый лишний»; «Определи на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Собери овощи-фрукты»; «Покажи и назови»; «Найди и покажи такой же»; «Что сначала, что потом»; «Собери из частей целое»; «Найди пару».
-подвижная игра: «Огуречик – огуречик»; «Мышки в огороде»
НАБЛЮДЕНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-наблюдение за первыми всходами и ростом растений
-«Земля (почва)» - какая она» Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, сыпучая, черного цвета, пропускает воду)
-«Семена растений отличаются друг от друга». Цель: Выявить внешние отличия семян друг от друга.
-«Вода и растение» Цель: Выявить необходимость воды для роста растений.
-наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.
-«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля для роста растений.
«Тепло и растение» Цель: Выявить потребности растения в тепле.
«Человек и растение» Цель: Выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Художественная литература:
-чтение и пересказ сказки «Репка»;
-чтение стихотворений Ю. Тувима «Овощи»; В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»- (с последующим заучиванием);
-отгадывание загадок про фрукты и овощи;
-разучивание детских потешек, песен, поговорок, связанных с огородом, овощами и фруктами;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
-консультация и рекомендации по созданию мини огорода в домашних условиях;
-консультация и рекомендации к созданию мини-энциклопедии о пользе лука
«Чудо-лук»;
-оформление стенда для родителей «Наш огород»
-выставка детских работ для родителей по проекту;
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -( Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
4. Николаева С. Н. Как приобщить ребё нка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с
6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 48с