Получи документы

Экологический проект «Эколята дошколята»

Любовь Майорова
Экологический проект «Эколята дошколята»

Экологический проект "Эколята дошколята"

Любовь Майорова

Пояснительная записка

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Экологический проект „Эколята дошколята“» размещена в разделах

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек-часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы-жизнь на земле.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Паспорт проекта

Название проекта: «Эколята – дошколята»

составила проект:

Майорова Любовь Владимировна, воспитатель

[/b]

Тип проекта Познавательный, творческий

Вид проекта 01.02.2020 г - 30.12.2020 год

Участники проекта Воспитанники, родители, педагоги, социум

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывает позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Актуальность Актуальность проекта

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе, её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Чтобы не погубить себя люди просто обязаны научиться бережно, относиться к природе, а для этого надо воспитывать в себе ответственность и экологическую культуру.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологическоговоспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологическогосостояния нашего региона актуальна.

Цель проекта Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Направления работы Воспитание любви к природе, гордости за свой край в котором ты живёшь, за прошлое своего народа, уважения к живому на планете, я спланировала через интеграцию образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, чтение художественной литературы, экскурсии к историческим местам нашего края, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)

Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценированние сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)

Познавательное развитие (природоохранная деятельность, опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность, эколого- просветительская деятельность, целевые прогулки, наблюдения)

Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов жизни животных с сопровождением художественного слова.)

Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)

Принципы проекта Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями существования животных, с учетом своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (не заменяли друг друга, а дополняли)

Методы реализации проекта Наглядный (наблюдение, просмотр сказок, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение дидактических игр, экскурсии по экологическому объекту, целевые прогулки);

Словесный (чтение литературы, разучивание стихотворений, беседа с элементами диалога, загадывание загадок, рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок, разбор ситуаций, проведение викторин, конкурсов);

Практический (продуктивная деятельность, проведение игр, постановка пьес, сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины, экскурсии различной направленности).

Гипотеза Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм, с лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

(А. Смирнов)

Формы работы Игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (Сбор и анализ литературы по теме, подбор материала для реализации проекта, планирование деятельности, направленной на реализацию проекта).

2. Основной этап (практическая деятельность, реализация проекта через различные виды деятельности, взаимодействие с родителями, общественностью).

3. Заключительный этап (презентация проекта).

Каждый этап отражает деятельность в определенном направлении. По данной схеме выполнялась планомерная теоретическая, практическая, исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика, делались выводы по наблюдениям.

Продукт проекта Изготовление книги своими руками «Перелетные птицы», Кормушки для зимующих птиц.

Ожидаемые результаты по проекту В результате выполнения проекта будет достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней. Сформировать у детей устойчивых навыков поведения в природном окружении. Преобразование участка детского сада с целью создания условий для экологического воспитания детей.

План реализации проекта

«Эколята – дошколята»

Этапы проекта

Содержание этапов проекта

Первый этап - (организационный) поисково - теоретический Определение темы проекта.

Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.

Формулировка цели и задач проекта.

Создание банка идей и предложений.

Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

Планирование деятельности педагогов.

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Второй этап – (практический) реализация проекта

Работа с детьми

В. Бианки «Наши птицы»

Экологическая операция «Птичья

столовая». Изготовление кормушек

совместно с родителями.

цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Сценарий развлечения «Посвящение в Эколят-дошколят молодых защитников природы» Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.

«Огород на окне» цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

«Посадка лука» Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал. Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность. Март 2020г.

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Мир птиц».

Н. Сладков «Грачи прилетели».

Март 2020г.

Представление книги своими руками «Перелетные птицы».

Цель: Расширение и обогащение знаний о перелетных птицах. Март 2020г Куратор проекта «Эколята –дошколята» воспитатель: Л. В. Майорова

«Земля — наш общий дом» Цель: Формировать у детей способность наблюдать, сравнивать, описывать различные факты и явления. Выставка «Запрещающие экологические знаки». Апрель 2020г.

Экскурсия (наблюдения за деревьями, листьями, сравнения с кустарниками и т. д.) по территории ДОУ;

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта Апрель 2020г

Участие в районном смотре конкурсе театральных коллективов «Обыкновенное чудо». Представление сказки «Колобок на новый лад» с экологическим уклоном. Апрель 2020г.

Развлечение Фокусы «Цветная водичка» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Май 2020г. Куратор проекта «Эколята –дошколята» воспитатель: Л. В. Майорова

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет». Май 2020г.

Беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. Май 2020г.

д/и по решению проблемных экологических ситуаций. Июнь 2020г.

Экскурсия по территории детского сада (наблюдение за деревьями, цветами, травой, птицами)

д/и по решению проблемных экологических ситуаций. Июнь 2020г.

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Родные просторы» (оригинальные фотографии природы родного края). Июнь 2020г.

Отрытое занятие лепка на тему: «Друзья для черепашки» Учить создавать объёмные поделки, используя в качестве каркаса бросовый материал. Задачи: Формировать у детей богатый внутренний мир и систему ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру.

Июль 2020г.

Н. Сладков «Солнцеворот» Июль 2020г.

Фото выставка: «Мой любимый питомец. Август 2020г.

Опыты по изучению свойств воды. «Загадочная вода» Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Август 2020г.

Экскурсия «К цветочным клумбам». Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания детей о конкретном цветке – ромашке. Август 2020г

Г. Снегирев «Кто сажает лес». Сентябрь 2020 г.

Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят». Сентябрь 2020 г.

Тематическая беседа на тему «Вода и жизнь» Сентябрь 2020 г

Экскурсия (наблюдения за деревьями, листьями, сравнения с кустарниками и т. д.) по территории ДОУ;

Конспект нод аппликация Октябрь 2020 г.

Чтение произведений про деревья по возрасту; загадки; беседы, разучивания стихотворений. Октябрь 2020 г.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе с применением ИКТ «В гости к фее Природы»

Цель: развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании.

Ноябрь 2020 г.

Беседа «Эколята защищают чистоту воздуха» Ноябрь 2020г.

Работа с педагогами[/

b]

Разработка конспектов сценариев для проведения ООД,развлечений. В течение всего проекта

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, видеофильмов для проведения бесед и презентаций. В течение всего проекта

Работа с родителями

Конкурс «Лучшая кормушка».

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Региональный проект «Разделяй и сохраняй». Цель: воспитание экологической культуры среди населения. Февраль 2020 г.

Книжка своими руками «Перелетные птицы»

Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки совместно с детьми. Март 2020г

Выставка «Запрещающие экологические знаки». Апрель 2020г

Экологический субботник «Чистый участок» с участием детей, родителей и педагогов. Май 2020г.

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Родные просторы» (оригинальные фотографии природы родного края). Июнь 2020г.

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Июль 2020г.

Фото выставка: «Мой любимый питомец» Август 2020г.

Благоустройство территории;

Акция: «Посади свое дерево»

Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят».

Сентябрь 2020г.

Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о природе. Ноябрь 2020г.

Третий этап – аналитический (подведение итогов Проведение праздничных мероприятий для детей и родителей в рамках проекта.

Представление итогов проекта на педагогическом совещании.

Декабрь 2020 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дошколята-эколята»Фотоотчет «Дошколята-эколята» В нашем детском садике объявили конкурс на лучший рисунок "Эколята дошколята".Мы вот тоже решили поучаствовать с детьми. Цель: развивать.

Фотоотчет о проекте «Дошколята-эколята» в средней группеФотоотчет о проекте «Дошколята-эколята» в средней группе Прошлое лето мы провели очень весело, интересно и познавательно. Мы не только играли, бегали и прыгали. Еще мы познавали такой прекрасный.

Фотоотчет «Эколята-дошколята»Фотоотчет «Эколята-дошколята» Первый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» предполагает формирование у детей дошкольного возраста экологической.

Фотоотчет «Экологический стенд «Эколята-дошколята» в средней группеФотоотчет «Экологический стенд «Эколята-дошколята» в средней группе Текстовое описание экологического стенда «Эколята – дошколята» Средняя возрастная группа Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Родничок» с. Сары.

Фотоотчет «Участники конкурса «Эколята-дошколята»Фотоотчет «Участники конкурса «Эколята-дошколята» Роль природы велика в воспитании детей. Любовь к родной природе должна воспитываться с раннего возраста. Именно в этом возрасте необходимо.

Фотоотчёт «Эколята-дошколята»Фотоотчёт «Эколята-дошколята» Эти прекрасные строки поэтесса посвятила нашей единственной, неповторимой, прекрасной планете Земля. Планете, которая является колыбелью.

Уголок «Эколята-дошколята»Уголок «Эколята-дошколята» «Эколята – молодые защитники природы» в дошкольных образовательных организацияхВ целях экологического воспитания, экологической культуры.

Тематическое планирование работы стенда «Эколята-дошколята» (разработано с учетом рекомендуемых тем занятий по Проекту «Эколята – Дошколята») № Наименование мероприятия Сроки проведения 1 Экологический.

Летний экологический проект «Дошколята-эколята» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 Экологический проект «Дошколята-эколята» в группе «Солнышко».

Экологический рассказ с иллюстрацией «Эколята-дошколята — защитники природы»Экологический рассказ с иллюстрацией «Эколята-дошколята — защитники природы» Предлагаю прочитать еще один наш совместный с Тимофеевым Денисом экологический рассказ «Эколята-дошколята защитники природы». Цели и задачи:.

Автор публикации:
Экологический проект «Эколята дошколята»
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 06:16
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД