МААМ-картинки

Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду. Из опыта работы

Татьяна Каплина
Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду. Из опыта работы

Тема: «Экологическое воспитание

детей раннего возраста»

(из опыта работы)

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду, Из опыта работы» размещена в разделах

Не наукой, а частью души!

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру.

Детский сад является первым звеном в системе экологического воспитания детей.

Целью экологического воспитания является : обеспечение условий для формирования экологических знаний.

Задачи экологического воспитания :

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе;

2. Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами;

3. Развивать умения увидеть и почувствовать красоту родного края;

4. Воспитывать элементарные нормы поведения в окружающем мире.

Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

С первых лет жизни дети видят, как мама ухаживает за цветами, заботится о кошке или собаке. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить кошку, потрогать красивый цветок.

Общаясь с природой у ребёнка развивается способность сопереживать, сочувствовать, заботиться о других, развивается наблюдательность, речь и бережное отношение ко всему живому.

В методическом кабинете много литературы для педагогов и детей по экологическому воспитанию.

Книги о животных и растениях, разные виды энциклопедий, схемы, таблицы, игры и пособия экологического содержания, картотека стихотворений и загадок, книги для самых маленьких о природе.

Игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними, узнают о домашних и диких животных, о местах обитания, об изменениях в живой и неживой природе.

Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание.

Насыщенная среда позволяет детям не только наблюдать за объектами природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.

В группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями.

Мы учим детей поливать цветы, рыхлить землю, опрыскивать листья. Я показываю, как правильно держать лейку, лить воду небольшой струйкой, пользоваться инструментами-помощниками.

Дети знают, что у цветка есть корень, стебель, листочки и для их роста нужны - свет, тепло и вода, что благодаря нашему уходу, они растут такими яркими и красивыми.

В детском саду мы прививаем первые навыки ухода за комнатными растениями, обогащаем словарный запас.

В нашем детском саду созданы хорошие условия, способствующие формированию основ экологического воспитания детей.

У нас есть комната экологии, где находятся музей «Воздуха», центр «Вода-песок», «Бабушкин двор», уголок «Животные жарких стран», материалы для детского экспериментирования, представлены разные виды коллекций, много красивых цветов.

Силами воспитателей изготовлены макеты домашних животных -корова, коза, свинья с маленькими поросятами, домашние птицы- петух, индюк, курица с цыплятами, утка с утятами. Дети любят посещать экологическую комнату. Я рассказываю детям, почему домашние питомцы живут рядом с нами? Как мы о них заботимся, кормим, поим, строит им жилище. Они же в свою очередь заботятся о нас: корова дает молоко, курица несет яйца, из овечьей шерсти вяжут носки, варежки, собака сторожит дом. Чтобы закрепить знания детей о животных в своей работе я использую дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто что ест?», «Чьи домишки?», экологические сказки, рассказы русских писателей Виталия Бианки, Сладкова, Михаила Пришвина.

Роль сказки в воспитании детей трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе.

Дети очень любят книги из серии «Маленький всезнайка» : «Кто на ферме живет?», «Чей нос лучше?», «Кто живет в лесу?». Познавательные тексты, красочные иллюстрации, загадки, потешки, забавные стихи делают знакомства детей с живой природой интересным и увлекательным.

Яркие образы этих книг надолго сохраняются в памяти, развивают речь, обогащают словарь детей, воспитывают заботливое отношение к родной природе. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

- Чем фрукты отличаются от овощей? Почему яблоко – это фрукт, а морковь – это овощ? Чтобы разобраться в этом вопросе в своей работе я использую развивающие игры «Загадки с грядки», «Половинки», разрезные картинки, муляжи овощей и фруктов.

Дети с удовольствием разучивают весёлые песенки и стихи, отгадывают загадки, беседую с детьми, как полезно употреблять в пищу витамины, есть овощи и фрукты.

Центр «Вода -песок» предоставляет возможность знакомить детей с неживой природой. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами воды и песка. Пересыпают песок из ладошки в ладошку, используют в игре мельницы, насыпают из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и находят их.

Мы проводили эксперименты с сухим и влажным песком. Сухой песок процеживали через сито, переливали через широкие трубочки. Проводили эксперимент «Куда исчезла вода?» ( В стаканчик с песком наливали воду и делали вывод: вода быстро впитывается в песок). Из влажного песка строили горки, дорожки, на мокром песке остаются следы, отпечатки.

- Какую радость доставляет детям игры с водой!

«Тонет –не тонет», «Что плавает?», «Вылови шарик». Это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Ребенок в этом возрасте познает и лучше усваивает окружающий мир тактильно и эмоционально.

Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, обеспечивают психологическое благополучие малышей.

Экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности. Для этой цели в экологической комнате оборудован музей «Воздуха». Что же находится в этом музее? Это все предметы, которые имеют отношение к воздуху: самолётики, парусники, мыльные пузыри, воздушные шары. Очень интересны игры с вертушками, парашютами, помогающими определить направление ветра. Цель этого музея привлечь детей к экспериментальной деятельности.

В экологической комнате собраны разные виды коллекций, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции семян и плодов от цветов, кустарников, деревьев; образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины, ракушки, камни. Дети с удовольствием рассматривают, трогают, сравнивают.

- А какой замечательный муравейник есть в экологической комнате, коллекция игрушек: жучков и паучков, лягушек и змеек. Все это привлекает внимание детей. Я рассказываю, как им живется в природе и как надо бережно относиться ко всему живому.

В начале весны мы в группе посадили лук. Дети с удовольствием принимали участие в посадке лука, с интересом наблюдали как он растет. Хотя наши дети еще маленькие, но ухаживать за луком они умеют. Наблюдали как появились первые ростки, знали, что его нужно поливать, радовались, когда появлялось солнышко и лук наш рос.

Мы поставили веточки берёзы в вазу с водой. В течении двух недель наблюдали за состоянием веточек. Рассматривали почки на каждой веточке, сравнивали их. И наконец из почек появились первые листочки, сколько было радости в глазах детей, каждый хотел потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Ежедневно я обращаю внимание детей на состояние погоды, светит ли солнышко, есть ли на небе облака или тучи, слышны ли звуки птиц, наблюдаем за поведением за грачей, за появлением насекомых. У нас на участке растет огромная ель. На ней много шишек. К нашей елке прилетаю разные птицы: воробьи, трясогузки, синички, частые гости голуби, сороки. Зимой мы вывешивали кормушки, и каждый день приносили угощенье для наших пернатых друзей.

Очень важно чтобы основы экологического воспитания, заложенные в детском саду, нашли свое продолжение в семье.

Для того чтобы заинтересовать родителей, мы проводим сезонные выставки творческих работ детей совместно с родителями, награждаем победителей и участников этих выставок.

В приемной для родителей созданы уголки по ознакомлению с природой, где размещена интересная информация об экологическом воспитании детей, например, (приметы времени года; в какие игры можно с детьми поиграть на прогулке; какие стихи разучить, прочитать книги о природе)

Все это позволяет объединить усилия педагогов и родителей в общем деле экологического воспитания.

Ребёнок должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) «Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы) Не рвите цветов, ведь они увядают. Не трогайте птиц, ведь они погибают. Сердцем.

Экологическое воспитание в детском саду Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Начинать экологическое воспитание в детском саду можно с момента прихода детей в группу раннего возраста. Двух - трехлетние малыши доверчивы.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает.

Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён.

Экологическое воспитание детей раннего возраста Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается.

Экологическое воспитание детей раннего возраста. ФотоотчетЭкологическое воспитание детей раннего возраста. Фотоотчет Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, и накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое.

Экологическое воспитание из опыта работыЭкологическое воспитание из опыта работы Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Экологическое воспитание в детском садуЭкологическое воспитание в детском саду Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду. Из опыта работы
Опубликовано: 6 мая 2017 в 22:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД