МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи

Елена Бездетко
Экологическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи

Необходимым условием и предпосылкой становления, существования и развития общества является взаимодействие человека с природой, которое очень противоречиво : человек не может существовать вне биосферы, в то же время в результате деятельности человека происходят как позитивные, так и негативные явления в биосфере. В настоящее время экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. В настоящее время в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики оформилось экологическое образование.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Начальной ступенью системы экологического образования является до-школьный возраст, когда закладываются основы мировоззрения человека, происходит активное развитие личности, формируется отношение к окружающему миру – природе, другим людям, культуре.

Отметим, что часто встречающееся небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Формирование системы экологических знаний предполагает : представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах со своими потребностями; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей.

Очень важно при формировании гуманного отношения к природе дать ребенку понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке и его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Проблема экологического образования дошкольников является сравни-тельно новым направлением в дошкольной педагогике, а ее важным компонентом выступает экологическое воспитание дошкольников, под которым понимается формирование у человека экологических представлений и знаний, которые проявляются в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды [4].

По мнению П. Г. Федосеевой основной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте является формирование экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически-деятельного отношения к природе [5].

По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание – «специальный,

целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, пла-номерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности» [6].

Экологическое воспитание способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, становлению личности в целом. Проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства активно исследуются такими учеными, как О. М. Газина, Н. А. Гуняга, Е. В. Клюева, Н. В. Кривощекова, Н. Г. Лаврентьева, О. А. Овсянникова, Н. А. Рыжова, Т. Г. Табукашвили, Т. А. Федорова и др.

Выделяют следующие задачи экологического воспитания дошкольников :

В научно-познавательной сфере: формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

В эмоционально-нравственной сфере: воспитание гуманного, эмоцио-нально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства сопереживания к объектам природы; формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

В практическо-деятельностной сфере: формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [3].

Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств: умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются: понимание необходимости бережного отношения к природе; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту; проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе) [1].

Сформировать у детей гуманное отношение к природе возможно через сострадание, сопереживание, впечатлительность и эмоциональную отзывчи-вость, являющимися возрастными особенностями дошкольников.

Сострадание и сопереживание определяют готовность проявить заботу о нуждающихся в защите животных, растениях. Такая активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают

позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным действиям. Свою специфику имеет экологическое воспитание у детей с общим недоразвитием речи. Расширяя представление детей с такими особенностями о природе, необходимо особое внимание уделить развитию речи, а именно: акцентировать внимание в речи детей на прилагательных, эпитетах, сравнениях; формировать умение правильно употреблять в речи слова; учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы [2].

Целесообразно в процессе занятий по развитию речи создавать проблемные ситуации, стимулируя ребенка к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений. Проведение занятий с использованием игровых методов будет способствовать удовлетворению потребностей маленького ребенка в речевой и поведенческой самостоятельности.

В работе с дошкольниками с ОНР по их экологическому воспитанию следует использовать интегрированный подход предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми следует использовать первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные и игровые типы экологических занятий, на которых детей знакомят с внешним видом животных и растений, учат их распознавать, узнавать о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Достаточно эффективным методом экологического воспитания детей с нарушением речи являются экологические сказки, развивающие детскую фантазию и решающие речевые задачи. Экологические сказки позволяют не только развивать мышление, память, воображение, но и пополнять словарь детей; развивать их связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Эффективным методом экологического воспитания детей с нарушением речи являются и дидактические игры, целью которых является закрепление представлений о предметах и явлениях природы, а также решение речевых задач. При этом ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать по определенным общим признакам. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. В процессе логопедических занятий целесообразно применять такой метод, как сочинение загадок, стихов, целью которого является развитие звучности рифм. Посредством данного метода также решаются речевые задачи, развиваются творческое познание слова, действий с ним; формируется грамматический строй речи.

Экологическому воспитанию детей с нарушениями речи способствует такой метод как наблюдение. Логопедом неоднократно четко проговаривается новое слово и затем повторяется детьми, при этом он ставит вопросы так, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова.

Необходимо уделялось пристальное внимание общению детей с приро-дой: с деревьями, птицами, насекомыми: нельзя привить эмоциональное отношение к природе только теоретически, поэтому важны прогулки, экскурсии, в процессе которых знакомят детей с изменениями природы в зависимости от продолжительности дня, погоды и т. д.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Очень важно приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья; учить их бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь; систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека; воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям. Формированию экологических знаний у детей способствует и чтение художественной литературы о природе, которая воздействует на чувства детей. Прежде всего, это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина и других писателей и поэтов.

Необходимо организовать практическую деятельность детей: участие в уборке территории ее благоустройстве, посадке цветов, забота о зимующих птицах. Для формирования гуманного отношения к природе необходимо создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Большую роль в экологическом воспитании играет работа с родителями. Только благодаря совместным усилиям можно воспитать человека экологически грамотного. В данном отношении следует использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

Таким образом, в формировании экологически грамотных представлений детей об окружающей среде большую роль играет воспитание эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с животным и растительным миром, забота о нем. Задача, как воспитателей, так и родителей – помочь детям понять, что каждый из нас в отдельности в ответе за сохранение и приумножение красоты как нашей Родины, так и всей земли.

Список используемой литературы:

1. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 160-162. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6389/ ( дата обращения: 07.11.2018).

2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С Н. Николаева. М. : Академия, 2011. 336 с. 5

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. М. : Карапуз, 2009. 227 с.

5. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию до-школьников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 96 с.

6. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М. : Смысл, 2005. 186 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 15:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД