Ирина Озадовская
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Капля воды — весь мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Капля воды — весь мир».
Цель занятия
1. Расширить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, что без нее не могут жить человек, растения, животные;
2. Обогащать и совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Обучающие:
1. сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека : вода - источник жизни;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Капля воды — весь мир“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
2. знакомить детей со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (жидкая, прозрачная, без вкуса, вода не имеет формы, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются); со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый) и пара (это же вода);
Развивающие
1. Развивать у детей любознательность,наблюдательность,логическое мышление в процессе экспериментирования;
2. Развивать мышление и речь детей: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
Воспитывающие :
1. Воспитывать экологически грамотное поведение в быту, в частности научить детей экономно использовать воду. Понимать необходимость к воде как к природному ресурсу.
2. Воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность во время опыта с горячей водой.
Методы и приемы:
1. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).
2. Релаксация.
3. Игровой (игровая ситуация, путешествие в лабораторию).
4. Наглядный (иллюстрации с изображением воды).
5. Опытно-исследовательская деятельность.
6. Эксперимент
7. Словарный
8. Физминутка
9. Анализ.
10Поощрение
Предварительная работа:
(беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).
беседа на тему: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода»;
чтение рассказов, сказок познавательного характера;
Загадывание загадок, просмотр иллюстраций, картинок
наблюдения за водой.
Воспитатель :
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без. (воды)
Воспитатель :
Ребята давайте закроем глаза и послушаем.
Включается запись «шум леса и журчание воды»
Представьте себе, что в лесной глуши, на дне глубокого овражка, бьет и зимой и летом говорливый веселый родничок. Попить к нему прилетают птицы, сходятся разные звери. То прибежит зайчик, то прискачет ловкая белка, то придет лесной красавец - лось, прильнет к воде и долго пьет живительную влагу. А вот неуклюже топая бредет косолапый медведь.
Воспитатель : Ребята, вы наверно догадались, что речь сегодня пойдет о воде?
Скажите пожалуйста, а кому нужна вода?
Ответы детей: (Вода нужна растениям, животным, человеку.)
Воспитатель : А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.
Вода - это жизнь и воду надо беречь.
-Ребята, а вы можете подумать и сказать, откуда берется вода? (ответы детей).
Воспитатель : Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы.
Раздается звонок телефона. На экране ноутбука появляется Незнайка,
Незнайка: Ребята, злой волшебник оставил наш город без воды. И что бы получить воду, надо провести правильно и аккуратно все опыты, и получить заветное слово для снятия колдовства.
Воспитатель : Ребята, а как называется место, где проводят все опыты? Правильно — лаборатория.
Воспитатель : Незнайка, наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним. И поможем тебе найти ключ для снятия колдовства.
Воспитатель : Ребята, давайте мы с вами превратимся в учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Воспитатель : Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой:
- не шуметь;
- внимательно следить за результатами опыта;
- закончив наблюдения сделать выводы;
аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их и не облиться;
быть осторожными во время опыта с горячей водой и льдом.
Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель : Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Дети проходят к первому столу.
Воспитатель : Перед вами ребята стоят два стаканчика (показ). Что налито в этом стакане? (показ)
Дети: Молоко.
Воспитатель : А в другом?
Дети: Вода.
Леша выбери полоску, совпадающую с цветом молока. Лиза, теперь ты выбери полоску с цветом воды. Ты нашла такую полоску? Почему? Есть у воды цвет (нет) Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная) Маша, какая вода? (бесцветная)
Ребята с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода какая? Дети: Дети: (бесцветная).
Воспитатель : Хорошо. Продолжаем опыт дальше.
Миша возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь Настя опусти ложку в стакан с водой. Ребята сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы можем сказать о воде?
Дети: вода прозрачная.
Давайте все вместе скажем.
Вывод: вода прозрачная бесцветная жидкость.
2 опыт.
Воспитатель : Ребята посмотрите на нашем столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?
Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар - круглую.
Воспитатель : В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Матвей помогай налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла?
Дети: форму бутылочки.
Воспитатель : А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?
Воспитатель : Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали. Что же нам показал опыт?
Дети: Вода – это жидкость. Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Воспитатель : ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо» Я буду читать предложения и бросать вам мяч если вы с ним согласны, вы ловите мяч, а если не согласны — отбиваете его руками.
1. Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки (хорошо)
2. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мять полы, посуду, игрушки, стирать одежду.
3. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть
4. Горячей водой можно обжечься
5. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде
6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы
7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть
8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть
9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома
На столе появляется буква В.
Воспитатель : С одним заданием мы справились. Какая буква у нас появилась?
Дети: Буква В.
Воспитатель : Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу.
Стол №2.
Воспитатель : Подумайте, дети и скажите, что случится, если в стакан с водой добавить краски. Дети проводят опыт.
Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Рита, что стало с водой?
Воспитатель : Правильно, она окрасилась в красный цвет и зеленый цвет. И стала не прозрачной.
Воспитатель :Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет?
Дети: У воды нет запаха.
Воспитатель : Подумайте и скажите, что можно сделать, чтобы у воды появился запах?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, можно добавить чай, кофе, и у воды появиться запах.
(Проводится опыт)Дети добавляют в стаканы с водой чай и кофе.
Воспитатель : Давайте повторим, что мы сделали, чтобы у воды появился запах. И чем же он пахнет?
Ответы детей.
Воспитатель : А теперь давайте вспомним, какая вода на вкус?
Дети: Вода безвкусная.
Воспитатель : Арина, какая вода?
Воспитатель :Давайте все вместе скажем «Вода безвкусная».
Воспитатель : На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает
Дети: сахар.
Воспитатель :- В воде родится, воды боится (Соль)
(убирается салфетка со второго блюдца)
Воспитатель : Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром,
с каким свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода может растворять соль и сахар.
Воспитатель : А теперь попробуйте воду, в которой растворили сахар, соль. Какой стала вода?
Дети: сладкой и соленой.
Воспитатель загадывает загадку о масле.
Воспитатель : София капни каплю масла в воду. Что мы увидели?
Дети: Масло плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель : Вывод: вода может растворять одни вещества, а другие — нет.
Воспитатель : Ребята Вода –помощник и добрый друг человека. А какие свойства воды мы узнали?
Дети: Вода – бесцветная, прозрачная жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
На столе появляется буква О.
Воспитатель : Ребята, какая буква появилась?
Дети: Буква О.
Воспитатель : С этим заданием мы тоже справились.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете что станет с водой, если мы поставим ее в морозильную камеру?
Дети: Вода замерзнет и примет форму сосуда в котором находится.
Воспитатель : Правильно, подходите к столу, что лежит на блюдце? (лед, дотроньтесь до него рукой. Какой лед? (холодный). А что еще можно сказать о нем? (твердый).
Воспитатель : Давайте вспомним, когда зимой вы катались на ледяных дорожках, что вы делали на льду?
Дети: Скользили.
Воспитатель : Проведите пальчиком по льду, скользкий?
Дети: Да.
Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, что у нас появилось в блюдце? Дети: вода.
Воспитатель : Почему наши ладошки стали мокрыми (лед в тепле растаял). Значит что такое лед? (это застывшая вода)
Вывод: Вода на морозе замерзает, а в тепле лед превращается в воду.
Воспитатель : сейчас Анечка прочтет нам стихотворение.
Аня: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
На столе появляется буква Д.
Воспитатель : Молодцы ребята. Проходите к следующему столу.
Воспитатель : Сейчас мы с вами познакомимся с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.
Воспитатель : Когда мы воду в чайнике нагреваем для чая, она становится какой?
Дети: Горячей, кипяток.
Воспитатель : У меня на столе стоит термос с горячей водой. Как вы думаете, если я его открою, что мы увидим?
Дети: Пар.
Воспитатель : Проверим,так ли это. (открывает термос)
Воспитатель : - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.
Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. (и показать каждому ребенку
Воспитатель предлагает потрогать салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку. Она стала мокрой. Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар
Воспитатель : потрогайте салфетку (она сухая).
Саша, промокни стеклышко об салфетку
Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода».
Катя, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе. Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды
Воспитатель : Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой.
На столе появляется буква А.
Воспитатель : Посмотрите ребята что это за буквы? Давайте сложим из них слово. (дети складывают слово — вода.
Воспитатель : Вот Незнайка мы справились с заданием, это волшебное слово ВОДА. Мы помогли тебе?
Незнайка: Спасибо, ребята. Наш город спасен, в нем будет вода. Послушайте на прощание стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель : Спасибо, Незнайка. Мы будем рады видеть тебя у нас в гостях.
Воспитатель : Давайте скажем еще раз - для чего нужна вода?
Дети: Человеку для приготовления пищи, питья, для полива растений, животным, без воды все живое погибнет.
Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.