Лаура Жулмуканова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе: Лаборатория юного эколога «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ с. Березовка»
группы дошкольного воспитания
Саратовская область Энгельсский район
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе:
Лаборатория юного эколога
«Свойства воды»
Подготовила воспитатель:
Жулмуканова Лаура Серкалиевна
2017г.
Конспект занятия в средней группе
Лаборатория юного эколога «Свойства воды»
Задачи занятия:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе: Лаборатория юного эколога „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- развивать познавательные способности: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
- приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира;
-формировать представление о том, что вода является жизненно важным явлением для человека, животных, растений;
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Опыты: Название мероприятия (опыта, эксперимента):
1. Узнаем, какая вода.
Цель: Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
2. Вода волшебница.
Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).
3. Лед – вода.
Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.
Методы и приемы:- игровой (игра,танец);
-наглядный (использование ИКТ);
-практический (опыты);
- словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы, загадки).
Предварительная работа: - рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;
- чтение рассказов, сказок познавательного характера (вода живая, вода мертвая);
- беседа на тему: Где можно встретить воду? Кто живет в воде?
Материал, оборудование:
- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;
- набор мелких цветных предметов;
- три одинаковые емкости с водой;
- гуашевая краска;
- соль;
- кусочки сахара рафинада;
- масло эвкалиптовое;
- одинаковые стаканчики по количеству детей.
- лед в целофановом пакетике;
- две картинки с одинаковом пейзажем в разное время года (зима-лето);
- музыкальное сопровождение к игре.
Ход занятия1. Узнаем, какая вода.
Ребята к нам в гости пришел Незнайка, давайте поздороваемся.
Незнайка:"Ребята, я обнаружил на столике бутылку. В ней что-то булькает, плещется.
Педагог: Вы догадались, что это?"(ответы детей).
Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой"
Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие "прозрачная".
Незнайка:"А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая".
Педагог (обращаясь к Незнайке, предлагает):"Незнайка, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется".
2. Волшебница вода.
Педагог: «А хотите, научу вас делать фокус? (ответы детей).Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? (Прозрачная). А сейчас я открою эту баночку с красной краской. Где на участке вы видите красный цвет (цветы, божьи коровки). Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три (размешивает краску в воде). Посмотрите! Водичка стала красного цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная". Педагог: "Вот какая вода- волшебница, взяла и растворила густую краску". (Предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус).
Вывод: вода может поменять цвет и растворять!
Незнайка:"А зачем нам нужна третья бутылка?"
Педагог:"Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой вкус и запах. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в стаканчик (наливает).
Какая вода в стаканах (прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус (вода как вода, без вкуса). А теперь попробуйте насыпать соль, какая стала на вкус (Соленная).
Незнайка: «Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой?»(Положить сахар).
Возьмем сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какого вкуса стала вода (Сладкого).
Понюхайте, чем пахнет? Ничего? А сейчас каждому из вас добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают). Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Эвкалиптом).
Вывод-вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!"
3. Лед – вода.
- Вы все знаете жидкую воду, а какая вода еще бывает. (Снег, лед) Замерзшая вода – лед, а лед – твердый или жидкий?
Педагог раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. (Это лед.) Какой лед на ощупь? (Твердый, холодный.) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые.) Лед холодный, а ладошки теплые.
Незнайка: «Давайте посмотрим, что получиться из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!»
Дети греют лед в ладонях, появляется вода.
Педагог: -Откуда взялась вода? (Из льда получилось вода.) А лед остался таким же, как был? (Кусочки стали меньше.) Во что превращается лед (Ответы детей.)
-Давайте нарисуем превращение льда в воду. Рисует сначала кусок льда, потом лужицу. Спрашивает: «Как узнать, что лед превратился в воду?» (Ответы детей.)Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку.
Педагог. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед превращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.
Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки.)
Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (По льду.) А на этой картинке что в речке? (Вода.) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? (Потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно.)
Педагог: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Незнайке немного отдохнуть и поиграть в игру «Солнышко и дождик». (Подвижная музыкальная игра)
Педагог:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды).
Ребята, Незнайка, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы).
Незнайка: «А зачем воду беречь, её вон сколько!»
Педагог: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).
Незнайка: Сегодня я много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная.
Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.
Дети и воспитатель: До свидания, Незнайка! До новых встреч!