Получи документы

Экологическое воспитание старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни

Галина Пудкова
Экологическое воспитание старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни» размещена в разделах

Особенностью представленного материала является его системность. Природа на земле представляет собой огромную сложную систему (сообщества растений, животных, экосистем, что отраженно в экологическом кружке. В нем последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой: от внутренних связей живого к внешним связям организма и среды и далее - к многообразию связей живого в экосистеме.

Основной целью данной работы является повышение уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста. Для достижения намеченной цели весь процесс обучения был направлен на решение следующих задач:

систематизировать знания детей по экологическому развитию в совместной деятельности педагога с детьми;

освоение экологических представлений;

развивать сопереживание и сочувствие живому, находящемуся в неблагоприятном состоянии;

накопление у детей опыта гуманного отношения к миру людей и животных;

формировать у дошкольников основы экологического миропонимания и экологически целесообразного взаимодействия с природой;

приобщать детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие.

Для достижение цели и задач экологического воспитания был разработан план кружковой работы по экологическому воспитанию для работы с детьми старшей группы. Данное пособие включат в себя 36 занятий. Каждая встреча педагога с детьми состоится один раз в неделю во второй половине дня.

При разработке плана кружковой работы автор опиралась на методическое пособие Волчковой В. Н., Степановой В. Н. "Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология", Николаевой С. Н, "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве".

В совместной работе детей и воспитателя присутствуют разные виды деятельности: игры, наблюдение в уголке природы, рассказы воспитателя, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, опыты, различные виды изобразительной деятельности. При подготовке к занятиям, я продумывала игровые моменты, чтобы завладеть вниманием детей, пробудить интерес и привлечь их к совместной деятельности. В конце каждого занятия дети занимаются изобразительной деятельностью. Они с большим удовольствием лепят, рисуют и занимаются аппликацией.

Продолжительность и интенсивность совместной деятельности увеличивается на протяжении всего года (от 15 минут до 25 минут). При рассматривании и наблюдении дети с помощью зрительных, осязательных и других действий вычленяются на этой основе его признаки и свойства. С помощью картинок можно обозначить условия жизни, потребности животных и растений. Для познания природы используются опыты. С помощью опытов выявляются свойства воды, воздуха, снега. Осуществляя исследования, необходимо помнить следующее:

- животные и растения не должны страдать - они живые и им может быть больно;

-опыт должен быть безопасным.

Для того чтобы животным и растениям было хорошо, за ними нужно

ухаживать. В изобразительной деятельности дети изображают все, что видят

вокруг: растения, животных, людей, неживую природу.

В данной работе, я использую разнообразные методы и приемы: наглядный (показ, наглядные пособия, словесный (описание, объяснения, вопросы, стихи, дидактические игры, побуждающие к практической деятельности, практические (показ способа действия).

При этом важна последовательность усвоения знаний, когда "каждое

последующее формирующееся представление или понятие вытекает из

предыдущего". Принцип системности имеет особое значение в обучении

дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

На протяжении всего учебного года я провожу с детыми ежедневный уход за обитателями аквариума в уголке природы. Например, наблюдения за

особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда - негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, конечно, лучше вечером в сумерки.

Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. Правильное

педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

Моя задача сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птицами, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. При правильном руководстве за наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их я ориентируюсь на знании детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и с организацией игры на занятии. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей, ситуации, из которой надо правильно выйти.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

В ходе работы дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Такие методы как взаимодействие, поощрение, наблюдение, коллективная работа, игра позволяет эффективно организовать совместную деятельность педагога с детьми по изучению материала, повысить уровень экологических знаний.

Все знания, полученные в совместной деятельности с педагогом, помогают детям самим делать выводы, рассуждать, гибко подходить к проблемам, получать удовольствие от обучения.

Публикации по теме:

Обеспечение качества работы по экологическому образованию с использованием регионального компонента, эффективности инноваций Экологическая проблема-одна из острейших проблем современности. Будущее человечество зависит от уровня экологической культуры каждого человека,.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 19:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Галина Пудкова (УИ 150019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД