Получи документы

Экологическое занятие для детей старшей группы «Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса — проводят зиму в лесу»

травкина александра
Экологическое занятие для детей старшей группы «Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса — проводят зиму в лесу»

Цель: формирование представления об условиях выживания лесных зверей в зимнее время года.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.

Материал: презентация, рассказ В. Бианки «Голубой зверёк», игрушечный зайчик.

Публикация «Экологическое занятие для детей старшей группы „Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса — проводят зиму в лесу“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, знаете кто пришёл к вам сегодня в гости? Посмотрите, это же зайчик-попрыгайчик, а пришёл он к нам из самого дремучего леса.

Воспитатель: зайчик, можно спросить тебя, а зачем ты к нам сегодня пришёл?

Зайчик: я пришёл к вам непросто так, я хочу позвать вас, ребята в лесное путешествие. Я хочу узнать, знаете ли вы, как мы – лесные зверята живём в лесу в зимнее время года, а если не знаете я вам сам расскажу много интересного. Вы готовы отправиться со мной в лесное путешествие?

Дети: да!

Воспитатель: ребята, тогда давайте закроем глазки, посчитаем до пяти и окажемся мы с вами в зимнем дремучем лесу (дети открывают глаза, перед ними слайд с изображением зимнего леса).

Зайчик: ребята, вот мы и в зимнем лесу. Я хочу спросить вас, а каких лесных зверей вы знаете?

Ответы детей.

Зайчик: молодцы, а сейчас я вам загадаю загадку, послушайте внимательно:

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это? (белка)

Зайчик: правильно ребята, это белка, моя лесная подружка. Давайте рассмотрим её вместе и расскажем, какая она.

Дети рассматривают изображение белки, описывают её.

Зайчик: ребята, вы такие молодцы! А сейчас я вам хочу рассказать, как моя подружка Белка живёт в лесу в зимнее время года.

У белочки очень чуткий нос и она чувствует, где сделала запасы на зиму. Продуманные животные выкапывают из-под снега, заранее припасенные грибы, орехи, шишки и засушенные ягоды.

Шишки — любимый зимний корм белок. Острыми зубками она ловко срезает чешуйки и при этом постоянно крутит шишку лапками. Остаётся только тонкий стерженёк да кучка отдельных чешуек.

Одна белка может насобирать за лето 2тыс. грибов. Грибы одевает на сучья деревьев. Собирая на зиму про запас орехи, белка прячет их в земле, в дуплах. Может забыть про желуди, шишки, которые спрятала в земле, и тогда вырастает дерево. Вот какая польза лесу.

Кто знает, какой у белки дом? (Дупло)

Дом у белки - это гнездо или дупло. Гнездо у белки необычное : сложено из переплетённых веточек в форме шара с боковым входом. Подстилка из мха, лишайника и мягкого меха сделает его очень сухим и тёплым. Бывает, селится белка и в дуплах деревьев. Зимы бывают холодные, так вот, чтобы согреться, несколько белок спят в одном дупле. Они закрывают вход мхом, получается тепло, а разница температуры улицы и дома может составить 40 градусов. В сильные морозы зверьки не покидают своё жильё.

Чтобы не голодать, порой белкам приходится употреблять в пищу тоненькие веточки деревьев.

Зайчик: вот так белка проводит зиму в лесу. А сейчас давайте с вами попрыгаем как белочки, ребята вставайте!

Белки (физ. минутка)

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Зайчик: молодцы ребята! Наше лесное путешествие продолжается и я снова хочу вам загадать загадку:

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

Зайчик: правильно, это медведь, посмотрите вот же он, посмотрите на него ребята и расскажите какой он.

Ответы детей.

Зайчик: а теперь я вам расскажу, как медведь косолапый зимой в лесу живёт.

Медведь – опасный хищник, пожирает все: начиная от маленькой мышки и кончая лосем, нападает на домашний скот, но любит растительную пищу».

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.

Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.

Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.

Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

А теперь давайте побудем мишками:

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись.

Зайчик: молодцы ребята, отправляемся дальше, послушайте меня:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — … лиса

Зайчик: да, вы правильно отгадали, это лиса, посмотрите на неё и опишите её.

Ответы детей.

Зайчик: Лисе, как и всем зверям, очень тяжело зимой. Как же она выживает в это суровое время года?

Ну, сначала она, как другие звери, к нему тщательно готовится, отращивая себе более тёплую шубку. Шерсть у неё становится длиннее, уплотняется и становится лисичка зимой ещё краше и пушистее!

Обычно лисы любят жить на высокогорьях, но с наступлением зимы спускаются в укромные долины, зимуя не в норах, а в открытых логовах в снегу, где снег не такой глубокий, где пища доступнее и где жилище человека поближе. Ведь бывают моменты, когда пропитания нет, а тут можно и курочку, и уточку втихаря утянуть.

Но больше всего лисичка любит зимой охотиться на мышей, поэтому и живёт там, где их присутствует огромное количество. Обоняние у рыжехвостой отменное, поэтому, только понюхав снег, и мгновенно учуяв мышь, она быстро роет его передними лапками и хватает свою добычу.

Хорошо, если зимние дни безветренные, тогда даже в сильный мороз не так холодно лисе, но если метель, ветер порывистый, она ищет убежище в глубине леса, у пней, кустарников, где сворачивается клубком, прикрываясь хвостом.

Зайчик: а теперь давайте побудем лисичками!

Лисонька по лесу шла (ходьба на месте,

Хвостиком снежок мела (подражание помахиванию хвостом,

А когда проголодалась (поглаживание живота,

За добычею помчалась (бег на месте).

Зайчик: ну а теперь, я хочу рассказать вам о том, как я зимую в лесу Как мы с вами знаем перед наступлением зимы зайцы меняют серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у нас нет. В сильные холода прячемся мы под заснеженными кустами.

Воспитатель: зайчик, спасибо тебе большое за твои рассказы, ты очень умный зверёк, а вам ребята я сейчас хочу прочитать рассказ Виталия Бианки «Голубой зверёк»

В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах и засеребрился гладкий ствол старой осины. У вершины её чернела дыра — дупло.

Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине тёмный длинный зверёк. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась, — мелькнули острые, хищные зубы.

Это куница — убийца всех мелких лесных зверей. И вот она, чуть шурша когтями, бежит уже вверх по осине.

Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны.

Но как ни легко прыгнул голубой зверёк, ветка качнулась, — куница заметила. Она согнулась в дугу, как натянутый лук, потом выпрямилась — и стрелой перелетела на качавшуюся ещё ветку. Куница понеслась вверх по сосне — догонять зверька.

Нет никого в лесу проворней куницы. От неё не уйти даже белке.

Голубой зверёк слышит погоню, ему некогда оглянуться: надо скорее, скорее спасаться. С сосны он прыгнул на ель. Напрасно зверёк хитрит, бежит по другой стороне ели, — куница скачет по пятам. Зверёк забежал на самый конец еловой лапы, а куница уже рядом — хвать зубами! Но зверёк успел спрыгнуть.

С дерева на дерево неслись голубой зверёк с куницей, как две птицы среди густых веток.

Прыгнет голубой зверёк, нагнётся ветка, а куница за ним, — ни на миг не даёт передышки.

И вот уже не хватает у голубого зверька сил, уже слабеют лапки; вот прыгнул и не удержался — падает вниз. Нет, не упал, уцепился по дороге за нижнюю ветку — и вперёд, вперёд из последних сил.

А куница бежит уже поверху и высматривает с верхних ветвей, как удобнее броситься вниз и схватить.

И вот на миг голубой зверёк остановился : лес прервался пропастью. Куница тоже на всём скаку остановилась над зверьком. И вдруг кинулась вниз.

Прыжок её был точно рассчитан. Она всеми четырьмя лапами упала на то место, где остановился голубой зверёк, но он уже прыгнул прямо в воздух и полетел, — медленно, плавно полетел по воздуху над пропастью, как во сне. Но всё было наяву, при яркой луне.

Это была полетуха, летяга — летучая белка : у неё между передними и задними лапками натянулась свободная кожа, которая парашютиком держала её в воздухе.

Куница не прыгнула вслед: она не может летать, она упала бы в пропасть.

Летяга повернула хвост и, красиво закруглив полёт, спустилась на ёлку по ту сторону пропасти.

Куница щёлкнула зубами со злости и стала спускаться с дерева.

Голубой зверёк ускользнул.

Вопросы к детям: Ребята про каких лесных зверьков рассказ?

Куница опасное животное?

Ответы детей.

Воспитатель: вот видите, ребята, как в лесу бывает опасно зимой. Зимой бывают сильные холода. Некоторым зверькам приходятся прятаться от хищных животных. Им очень нелегко зимой, но они всё равно справляются. Мы с вами должны беречь лес, потому что лес- это дом животных. И должны беречь животных, потому что животные- братья наши меньшие! Помните об этом ребята всегда!

А сейчас давайте попрощаемся с Зайкой, он побежит обратно в лес.

Воспитатель: ребята, давайте немного вспомним про каких животных мы говорили? Как они зимуют? Что для вас сегодня в нашем путешествии было самым интересным?

Вы молодцы ребята и мне очень понравилось путешествовать вместе с вами!

Прикреплённые файлы:

zhivotnye-v-lesu_gpeql.pptx | 7991,59 Кб
 
Публикации по теме:

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект занятия по экологии для детей старшей группы Цель: Дать детям представление о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям. Закрепить знание.

Фотоотчёт о занятии по конструированию из природного материала «Заяц-хваста» детей старшей группыФотоотчёт о занятии по конструированию из природного материала «Заяц-хваста» детей старшей группы Цель: Формирование умения создавать образы героев сказки из природного материала Программные задачи: .Продолжать совершенствовать конструктивные.

Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группыБиблиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки. Задачи: Углубить знания детей о животном.

Фотоотчет о мастер-классе по конструированию из бумаги «Лесные звери»Фотоотчет о мастер-классе по конструированию из бумаги «Лесные звери» Программные задачи:Совершенствовать работу детей с ножницами,умение вырезать необходимые детали для поделки. Закреплять умение складывать.

Конспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группеКонспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группе Цели: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними. Задачи: Закреплять.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные: волк, лиса, ёж и медведь»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные: волк, лиса, ёж и медведь» Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы и предположения детей.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Кто живёт в лесу»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Кто живёт в лесу» Цель: Расширить знания о диких животных (внешний вид, повадки, пища). Названия диких животных (4-5); выделение и называние частей тела.

Мастер-класс по рисованию лесных животных (белка, лиса, заяц) в нетрадиционных техникахМастер-класс по рисованию лесных животных (белка, лиса, заяц) в нетрадиционных техниках Мастер-класс предназначен для воспитателей,педагогов дополнительного образования,творческих родителей. Для детей от 3 лет. Цель:научить.

Сценарий новогоднего праздника «Дед Мороз и лесные звери» для второй младшей группы Предлагаю вам, коллеги простой сценарий для елки! Если. вдруг. по каким-то причинам, вы еще не откорректировали свои сценарии, то этот можно,.

Занятие по развитию речи «Как лиса зайцев обманывала» для детей младшей группыЗанятие по развитию речи «Как лиса зайцев обманывала» для детей младшей группы Цель: развивать умение пересказывать художественный текст. Задачи: развивать умение слушать художественное произведение, последовательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое занятие для детей старшей группы «Как лесные звери: белка, заяц, медведь, лиса — проводят зиму в лесу»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 09:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД