Заира Газалиева
Экология в моей профессии
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИРОДА-это единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.
И. В. ГЕТЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО-НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. В ЭТОТ ПЕРИОД ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ-ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ;ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ПРИРОДЕ,ЕГО ОКРУЖАЮЩЕЙ,К СЕБЕ И ЛЮДЯМ КАК К ЧАСТИ ПРИРОДЫ,К ВЕЩАМ И МАТЕРИАЛАМ ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ,КОТОРЫМ ОН ПОЛЬЗУЕТСЯ. ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ СТРОИТСЯ НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
Публикация «Экология в моей профессии» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
<<ГЛЯДЯ НА ПРЕКРАСНОЕ И СЛУШАЯ О ПРЕКРАСНОМ,ЧЕЛОВЕК УЛУЧШАЕТСЯ>>-ГОВОРИЛИ ГРЕКИ. ПОЭТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ОКРУЖАТЬ РЕБЕНКА КРАСОТОЙ-ВСЕМ ПРЕКРАСНЫМ,ЧЕМ ТОЛЬКО СМОЖЕМ. ОТ НАС,ВЗРОСЛЫХ,ЗАВИСИТ НАУЧИТСЯ ЛИ РЕБЕНОК ЗАМЕЧАТЬ,ПОНИМАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
<<ПОЗНАНИЕ>>,<<КОММУНИКАЦИЯ>>,<<ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ>>,<<ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО>>,<<ТРУД>>,<<СОЦИАЛИЗАЦИЯ>>.
ЦЕЛЬ:
-РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАДАЧИ:
-ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
-РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ.
-ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ УХОДА ЗА ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ.
-НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ.
-РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКАХ ВЕСНЫ.
УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА:
-ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ(5-6ЛЕТ)
-РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ
-ВОСПИТАТЕЛИ
ПРОЕКТ КРАТКОВРЕМЕННЫЙ -МАРТ
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ,ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ,ОБЪЕКТОВ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ,ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ;
2ЭТАП-ОСНОВНОЙ ЭТАП:ЦИКЛ НОД ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА,ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ПО ЭКОЛОГИИ;
3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:ВЫСТАВКА <<ЭКОЛОГИЯ>>,<<КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ>>,<<КОЛЛЕКЦИИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА>>,ДНЕВНИКИ ЗА НАБЛЮДЕНИЕМ ПОГОДЫ И ЗА <<ОГОРОДОМ НА ОКНЕ>>;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор иллюстрированного материала по теме проекта;
Подбор художественной литературы по теме проекта;
Подбор дидактических игр по теме проекта;
Оформление уголка «Мир природы» в группе.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей;
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»; «Экологическое воспитание детей в ДОУ»- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «Лесовичок», «Кормушка для птиц».
-Сбор коллекций из природного маткриала;
-Родительское собрание «Экологическое воспитание в ДОУ»;
Работа с детьми:
- Беседы с детьми по темам: «Весна в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»;
- Наблюдения в природе на прогулках.
-Ведение дневников наблюдений.
-Разучивание игр, стихотворений.
Совместная деятельность воспитателей с детьми
Образовательные области
Вид детской деятельности
Речевое развитие
Развитие речи
Рассматривание иллюстраций о весне, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки о весне.
Чтение стихотворений
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Рисование: «Весна в лесу», «Любимое насекомое», «Деревья»,
Аппликация: «ВЕРБА>>
Лепка: «Птицы»
Ознакомление с природой:
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев.
- цикл НОД «Ранняя весна», «Огород на окне», «Весна в жизни птиц>>
- цикл наблюдений: «На каких деревьях на нашем участке появляются почки?», «Что было сначала, что будет потом?», «Почему весной птицы прилетают из теплых краев?», «Когда просыпаются насекомые?».
Эксперимент: «Что произошло с луком?»
Физическое развитие
Физическая культура
Подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес»<<Совушка>>,<<Перелет птиц>>,<<>> спортивные упражнения (катание на самокате, физкультура на прогулке, эстафеты.
Здоровье
Беседы «Будем знакомы», «Все в наших руках», «Весна в гости к нам пришла», подвижные игры «Перебрось предмет», «Скворечники», закаливание, физкультминутки, пальчиковые игры.
Социально-коммуникативное развитие
Безопасность
Беседы «Осторожно: растения на участке детского сада», дидактические игры «Кто или что это?».
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: ««Магазин цветов».
Дидактические игры: «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Найди и промолчи».
Совместное украшение группы к весеннему празднику.
Труд
Уборка на участке, сбор природного материала для поделок.
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет,
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения в цветнике (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих весною);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах).
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные»);
- Наблюдения за набуханием почек на деревьях.
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих весной);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
В селе, на площадке детского сада есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В уголке природы были помещены:
-Макеты леса, сельского двора, аквариума.
-Дидактические игры
-Художественная литература
-Коллекции из природного материала;
-Образцы круп;
-Огород на окне;
-Поделки из природного материала;
-Календарь природы;
-Дневники наблюдения;
-Коллекции из природного материала;
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной, тепло; дуют теплые ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные весной выходят из спячки, нуждаются в тепле, пище.
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итогом проекта станет обобщение результатов нашей работы.
Выставка поделок из природного материала; выставка коллекций; анализ дневников наблюдений,
Проведение досуга по теме «В весеннем лесу».
Проект позволит детям расширить знания о природе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу
Предполагаемый результат:
1. Познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы;
2. Познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности;
3. Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;
4. Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.
5. Воспитание культуры поведения в природе.